среда, января 12, 2005

"Я не смог бы в любом случае пойти за митрополитом Виталием против Лавра".

Интервью благочинного РПЦЗ(Л) в Воронеже протоиерея ВАЛЕРИЯ КРАВЦА “Порталу-
Credo.Ru”


Приходы Зарубежной Церкви в России переживают не самые лучшие времена. С началом объединительного процесса между РПЦЗ(Л) и Московской патриархией многие общины раскололись на противников и сторонников единства этих двух юрисдикций. Раскол фактически разрушил церковную жизнь российских членов РПЦЗ. На образовавшемся пепелище еще остались авторитетные священнослужители, которые продолжают сохранять верность нынешнему руководству РПЦЗ(Л) во главе с митрополитом Лавром. Один из таких священников - прот. Валерий Кравец, настоятель церкви Иверской иконы Божией Матери в Воронеже. В начале 90-х гг. о. Валерий служил в Воронежской епархии Московской патриархии, затем перешёл в Курскую епархию, а в 1996 году по идейным соображениям ушел в РПЦЗ вместе с сыном свящ. Романом Кравцом. Принципиальное отличие воззрений о. Валерия от мнения других членов Зарубежной Церкви состоит в том, что он рассматривает представителей Московской патриархии, Российской Православной Автономной Церкви и “зарубежников” всех мастей в качестве членов “единого православного мира”. Однако в этом мире, по мнению о. Валерия, иерархи РПЦ МП продолжают жить, следуя советским традициям, выслуживаясь перед властью, облегчая богослужебный устав и на деле смиряясь с "голубым" лобби и с негласно женатым епископатом.

О. Валерий, изменилась ли Ваша позиция по отношению к Вашему руководству после того, как был дан старт объединению МП и РПЦЗ, учитывая, что положение российских приходов почти не интересует ни зарубежных иерархов, ни московских?

- Я нахожусь в РПЦЗ и подчиняюсь митрополиту Лавру, так что в нашей верности Зарубежной Церкви ничего не изменилось. Дело в том, что я не склонен рассуждать столь глубоко и заглядывать столь далеко вперед, подвергая сомнению предстоящее объединение РПЦЗ и МП. Другие православные юрисдикции, которые принципиально отрицают это объединение, делают это скорее в целях самооправдания. Я не смог бы в любом случае пойти за митрополитом Виталием против Лавра, так как сам видел, встретив владыку Виталия в 2000 году в США, что он должен по состоянию здоровья уйти на покой. Тем более, что Виталий ранее делал принципиальные заявления о необходимости восстановления церковного единства.

- В таком случае, полагаете ли Вы, что постоянные встречи архиереев с той и с другой стороны, принесут какой-то положительный результат?

- Наоборот, я считаю, что проблема объединения двух Церквей намного отдалила отношения Зарубежной Церкви и Московской патриархии сегодня. Переговорный процесс затягивается, и никто не хочет идти на уступки. По сути дела переговоры уже зашли в тупик и выхода из этого тупика я не вижу. То, что разделяло зарубежников и московскую Церковь, то есть патриархию, осталось, как и прежде. Ни один из вопросов, будь то сергианство или же экуменизм, не разрешены. В настоящее время РПЦ МП фактически так же тесно связана с государственной властью, как и в советские времена. Кроме того, у руководства РПЦ никогда не хватит воли выйти из Всемирного совета церквей и прекратить всякие экуменические контакты. Не исправив свои ошибки, патриархия осмеливается еще выставлять Зарубежной Церкви счета по поводу сотрудничества с фашистской властью в годы Второй мировой войны, когда священники РПЦЗ духовно окормляли русских военнопленных в немецких лагерях.

- Однако, как священник Вы должны прислушиваться к мнению священноначалия Вашей Церкви. Владыка Марк, к примеру, судя по его заявлениям, вполне готов подписать договор о восстановлении единства церквей вместе с митрополитом Кириллом. Ведь последний Архиерейский собор РПЦ МП дал поручение священному синоду окончательно завершить процесс объединения.

- Архиепископ Берлинский Марк выражает только свое личное мнение, а не точку зрения РПЦЗ. Он сам заявлял о том, что есть достаточно многочисленные и авторитетные силы в РПЦЗ, которые выступают против поспешного слияния. Более того, я склонен думать, что и патриарх Алексий, и митрополит Кирилл также высказывают лишь свое личное мнение по поводу возможностей воссоединения Зарубежной Церкви и московской РПЦ.

- Существует ли, с Вашей точки зрения, вообще какой-либо приемлемый для российских зарубежников путь для создания новой единой РПЦ?

- Все должно решаться на Поместном Соборе, который соберет представителей всех ветвей Русского Православия, включая и суздальцев, членов РПАЦ. Среди членов Собора, безусловно, должны быть как священнослужители, так и миряне из числа верующих всех православных юрисдикций. Подобный Российский Всеправославный Собор может принять самые неожиданные решения. Однако созыв Собора - это единственный путь к объединению не только зарубежников с МП, но и других православных, которые верят и служат Богу в России, независимо от патриархийного руководства. Объединиться по-советски, "нахрапом", как того хочет митрополит Кирилл, невозможно.

- После того, как состоялись первые официальные встречи зарубежных архиереев и иерархов МП, неожиданно для многих православных оказалось, что РПЦЗ как будто "соскучилась по российскому образу Православия после долгого пребывания за границей". Как Вам видится эта ситуация изнутри?

- Независимо от того, какой образ РПЦЗ в российских СМИ уже создан, я хочу сказать, что Зарубежная Церковь отнюдь не лояльна патриархии. Для большинства зарубежников, живущих на Западе и в России, происходившие в 2004 году события - это слишком резкий поворот. Надо приблизиться и в реальности посмотреть, что это за лояльность такая. Желание объединить две ветви Православной церкви поскорее, да еще и под сильным давлением государственной власти, только усилило враждебное отношение к МП как к советской структуре. Многие ощутили безусловное участие органов безопасности в организации этого объединения, так что ни встречи с президентом В. Путиным, ни посредничество архим. Тихона (Шевкунова), которого можно отнести и к активным церковниками и к негласным помощникам органов власти, не добавило авторитета патриархии в зарубежной среде. Неприятное впечатление у многих зарубежных священников вызвали и некоторые встречи с представителями патриархии. Так, во время совместного богослужения патриарха Алексия и митрополита Лавра в Бутово 15 мая 2004 года присутствовал и причащался бывший епископ Екатеринбургский Никон, удаленный из епархии в результате громкого скандала (Никона обвиняли в сексуальных домогательствах к семинаристам). Его присутствие вызвало удивление у представителей Зарубежной церкви. Кроме того, патриарх произнес проповедь, где попытался оправдать стремление митрополита Сергия (Страгородского) пойти навстречу безбожным властям.

Восстановление единства двух церквей на данный момент происходит в большевистском стиле. Российские власти и МП пытаются создать впечатление, что все обо всем договорились, тогда как члены Зарубежной церкви понимают, что если они сейчас вольются в патриархию, то растворятся там. А значительная часть общин не согласится с подобным единством.

-
Вы уже ощутили последствия "мирного" объединения на себе?

- Раньше я был благочинным РПЦЗ по Центрально-Черноземному региону и окормлял зарубежные общины и группы верующих в разных областях. Теперь у меня остался один приход в Воронеже. Все остальные ушли в РПЦЗ в Изгнании, то есть встали в оппозицию к Лавру. Причем представители этих двух течений по очереди проводят богослужения в одном и том же здании. Определенная часть прихожан перешла к грекам-старостильникам, которые в последнее время активизировали свою деятельность в России.

- А как изменилась точка зрения властей, организующих встречи иерархов на высшем уровне, по отношению к зарубежным приходам?

- Если и изменилась, то в худшую сторону. Как можно объединяться, если во многих регионах отношение властей к альтернативному Православию зависит от мнения главы православной епархии МП. В Воронеже, к примеру, чиновники прямо заявляют о том, что параллельных структур они не потерпят. Приход Зарубежной церкви органы юстиции зарегистрировать отказались, а поэтому в настоящее время я вынужденно являюсь клириком при представительстве РПЦЗ в Воронежской области. Наиболее активные действия против нас инициировались при митрополите Мефодии (даже был поджог церкви). Для митрополита Сергия зарубежный приход является слишком мелкой сошкой, а поэтому мы пока получили возможность жить своей жизнью.

- Получается, что складывается довольно нездоровая ситуация в религиозном сообществе. Чиновники и патриархия целенаправленно играют на страхах и опасениях православных. Вы согласны с этим?

- Действительно, общественно-политическая ситуация после 2004 года настораживает меня даже в большей степени, чем после 2000 года. Сближение МП и государства происходит более прямолинейно и более быстрыми "большевистскими" темпами, а контроль за православными юрисдикциями, то есть за нами, усиливается. В этой связи я, конечно, чувствую опасность для зарубежных приходов на российской территории. Нам есть чего бояться. Пожалуй, только общинам, находящимся в Соединенных Штатах, ничего прямо не угрожает, хотя митрополит Лавр не без оснований боится, что многие общины после объединения перейдут в Автономную Церковь, что в общем уже происходит (к примеру, в РПАЦ перешел приход на Гаити).

Что касается архиепископа Марка, то ему также есть чего боятся. Он опасается за свои немецкие приходы. Лучший друг В. Путина федеральный канцлер ФРГ Герхард Шредер вполне может передать собственность Православной Церкви в Германии Московской патриархии.

- Такое впечатление, что Вы ждете соглашения о единстве зарубежных и московских православных, как новой Декларации 1927 года, нового сергианства. Связано ли это с Вашим представлением о природе современной российской власти?

- Конечно, мы видим, что патриархия идет бок о бок с властью, а власть в России мало изменилась с советских времен. У нас были попытки развивать демократию, однако руководство страны возвращается к старым способам управления страной. Власти пользуются тем, что мы мало что понимаем в демократии, так как у нас в России ее почти и не было.

- Что делать?

- Ни для кого не секрет, что представители государственной власти продолжают давить людей, чиновники по-прежнему стараются контролировать граждан по разным поводам, не давая им права выбора. Для народа полезно ощутить свои права, чтобы он, наконец, поднял голову. Народу надо дать почувствовать свободу.