вторник, апреля 19, 2005

Новый раскол в произошел в псевдокатакомбной группировке Сиверса-Смирнова

(Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Москва)

Новый раскол произошел в начале нынешнего года в рядах последователей московского религиозного радикала Андрея Смирнова, называющего себя "архиепископом Готфским Амвросием фон Сиверсом". От авантюриста отделились две общины в Чебоксарах, объединяющие около двух десятков человек. Инициатором раскола стал лидер одной из общин Дмитрий Руцкий, называющий себя "Димитрием Анафематом".

В размещенном "Димитрием Анафематом" на сайте www.anafemat.narod.ru окружном послании, со ссылкой на "откровение Исуса Христа", сообщается, что Амвросий Сиверс "низложен и запрещен". Среди оснований "низложения" Сиверса указываются учения последнего о том, что Вселенская Церковь впала в полуаринство со времени II Вселенского Собора, Никеоцареградский Символ Веры является еретическим, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст не являются святыми, нельзя молиться Богородице о спасении и т.п. По утверждению послания, Сиверс отождествляет Христа и Бога Отца - Яхве, проповедуя монофизитство и антитринитаризм.

Спустя некоторое время после раскола, в начале апреля, "Димитрий Анафемат" издал указ о роспуске "боевых ячеек" "Русского православного национал-социалистического движения" (РПНСД) на территории Чувашии. РПНСД, которое имеет свой официальный сайт в Интернете и печатный орган, издающийся в Перми, является радикальной фашистской организацией, созданной Андреем Смирновым. Смирнов-Сиверс считает Адольфа Гитлера "богоданным вождем", пропагандирует радикальный расизм и активно использует фашистскую символику. Эту идеологию отчасти унаследовали отделившиеся от него чебоксарские общины, которые, впрочем, признали своем "вождем" Дмитрия Руцкого.

Со своей стороны, Амвросий Сиверс издал 9 апреля анафему на "нового смутьяна Димку Рутского", обвиняемого в проповеди учения о чистилище, в котором пребывает "богоданный вождь Адольф Гитлер", и считает Богородицу "тварным спасителем". В тексте своей анафемы Сиверс косвенно признает обвинения, выдвинутые против него Дмитрием Руцким, утверждая, что учение о непогрешимости Вселенских Соборов - это "латинские басни".

Амвросий Сиверс получил некоторую известность в церковных и научно-исторических кругах после публикации им в середине 1990-х гг. деяний так называемого "Кочующего собора 1928 года" и других вымышленных "соборов Катакомбной Церкви". Несмотря на утверждения ряда ученых о том, что эти материалы сфальсифицированы (скорее всего, самим Смирновым-Сиверсом), ссылки на них содержатся в некоторых научных публикациях. С "уважением" к деятельности Сиверса относилась ныне заведующая кафедрой религиоведения Российской академии госслужбы при президенте РФ Ольга Васильева. Некоторые наблюдатели полагают, что крайности в церковной и политической позиции Амвросия Сиверса, а также его активное мифотворчество, вызваны психической неуравновешенностью.

"Катакомбная" община св. пророка Божия Илии существует в Чебоксарах, как утверждают ее последователи, с 25 марта 1988 года. Общину возглавляет "духовный наставник Галина Диаконисия", а председателем "духовного суда" общины является "Димитрий Анафемат". В июне 1990 года община легализовалась как "Школа духовных знаний" при клубе Чебоксарского агрегатного завода. В 2003 году община поставила в известность о своей деятельности в качестве религиозной группы Управление Минюста РФ по Чувашии.

Из опубликованных на сайтах последователей Сиверса сведений можно заключить, что его адепты есть в Москве, Санкт-Петербурге, в Пермской области и Удмуртии. Их общее число не превышает 100 человек.