среда, апреля 27, 2005

Новый церковный раскол зреет в Абхазии

(Благовест-инфо – Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Сухуми – Москва)

Об опасности нового церковного раскола в Абхазии сообщили "Благовест-инфо" источники в православной общине этой кавказской республики. Ряд клириков, недовольных деятельностью священника Виссариона Аплиаа, управляющего уже более десяти лет приходами в Абхазии, заявили о созыве 30 мая Абхазского Церковного Собора.

Инициаторами созыва собора выступила группа православных абхазов, объединившихся вокруг Ново-Афонского монастыря св. апостола Симона Кананита: исполняющего обязанности настоятеля этой единственной в Абхазии монашеской обители иеромонаха Андрея (Ампара), ректора Новоафонского духовного училища иеромонаха Дорофея (Дбара) и иеромонаха Василиска (Лейба).

Абхазский Церковный Собор планируется провести для выяснения противоречий между священнослужителями, объединившимися вокруг Нового Афона, и о. Виссарионом Аплиаа. Инициаторы собора ставят последнему в вину узурпацию церковной власти в Абхазии, ведение переговоров с Грузинской патриархией в обход мнения абхазской общины, а также отказ использовать в богослужениях новый перевод на абхазский язык, выполненный иером. Дорофеем.

Церковная ситуация в Абхазии, в советское время входившей в состав Грузинской ССР на правах автономии, остается неопределенной после грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992-1993 гг. С исходом из Абхазии этнических грузин в республике не осталось православного архиерея – митрополит Сухумско-Абхазский Даниил (Датуашвили), поддержавший в ходе конфликта грузинскую сторону, не имеет возможности вернуться на свою кафедру. Православные приходы Абхазии (сегодня в республике постоянно действует 7 приходов, считая Ново-Афонский монастырь) возглавил священник-абхаз Виссарион Аплиаа (в грузинской транскрипции – Пилиа), рукоположенный еще до конфликта в Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) и именующий себя управляющим Абхазской епархией.

Формально о. Виссарион продолжает считать себя клириком ГПЦ, однако за богослужениями в Абхазии поминает патриарха Московского и всея Руси Алексия II. За последнее время о. Виссарион несколько раз встречался с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II и обсуждал с ним статус православной общины Абхазии.

В то же время в последние годы в Абхазии стали служить клирики-абхазы, получившие духовное образование и священный сан в России. Так, например, иеромонахи Андрей и Дорофей окончили Московскую духовную академию и были рукоположены главой Майкопской епархии МП, иеромонах Василиск был пострижен и рукоположен в Валаамском монастыре. В отличие от о. Виссариона Аплиаа, эти священнослужители считаются клириками Русской церкви, находящимися в Абхазии в командировке.

Сегодня на Новом Афоне совершают богослужения на абхазском языке в переводе иером. Дорофея. Священник Виссарион Аплиаа тоже служит на абхазском – но по служебнику, составленному еще до революции 1917 года. Единомышленники о. Дорофея упрекают о. Виссариона в том, что богослужение в таком виде, в каком он его совершает, остается непонятно абхазским верующим – со своей стороны, сторонники управляющего Абхазской епархией утверждают, что перевод иером. Дорофея содержит много неточностей и ошибок.

Как сообщили источники в Абхазии, инициаторы собора стремятся к полному отделению от ГПЦ и готовы на самые радикальные шаги – вплоть до разрыва отношений с правящим архиереем (сейчас это епископ Майкопский Пантелеимон (Кутовой)), если он захочет отозвать их из Абхазии. В качестве примера они приводят историю провозглашения автокефалий в XIX-XX веках, когда официальному признанию со стороны Матери-Церкви нередко предшествовали десятилетия анафем.

Что касается священника Виссариона Аплиаа и его сторонников, то они также выступают за полную независимость от ГПЦ и за созыв церковного собора для решения этого вопроса, однако настаивают на соблюдении канонов и приглашении в качестве арбитров представителей поместных православных церквей – в том числе Вселенского патриархата.