вторник, мая 03, 2005

Игумен Григорий (Лурье). Слово на Пасху 2005 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы можем и даже должны возрадоваться, что еще раз в нашей жизни совершается праздник Пасхи. Опять мы до него дожили. Даже независимо от того, последний он в нашей жизни или нет, само по себе радостно уже то, что Господь еще раз дал нам эту милость — дожить до праздника Пасхи, когда увенчиваются наши труды, если таковые мы понесли в Великом посту, и когда во всяком случае открывается смысл всякого христианского подвига, а именно — открывается то, ради чего вообще все христианские подвиги и вся христианская жизнь предпринимается, открывается то, что есть самое главное в нашем спасении. И естественно, что день, когда это открывается, является самым главным христианским праздником. Открывается само Воскресение Христово, которое, конечно, мы должны носить в себе.

Как же мы должны его носить в себе? На этот вопрос ответ мы должны искать только у Церкви. Потому что желающих ответить на этот вопрос много, даже слишком много. Но нам нужен только один отвечающий — Церковь, потому что только один ответ может быть истинным, и это тот ответ, который дает Церковь. Что же это за ответ? Ответ этот двоякий. И мы должны оба ответа, которые дает Церковь, принять во внимание и исполнить, и только тогда будет результат, т.е. Воскресение Христово будет с нами, и мы окажемся участниками именно воскрешения жизни, а не воскрешения осуждения. Что же это такое? Это две вещи, прежде всего в нашей личной жизни, а также в жизни общецерковной.

Мы должны стремиться, чтобы вся наша жизнь была сосредоточена в Боге, чтобы постоянно иметь память Божию и непрестанную молитву. И каким-то своим способом нас к этому располагал прошедший Великий пост. Теперь нужно, чтобы наступившие праздники — потому что сегодняшний праздник Пасхи длится не один и даже не семь дней, как Светлая седмица, и даже не 40 дней до его отдания, а все 50 дней, до Пятидесятницы, фактически, — все эти дни праздника должны по-своему настраивать нас на то, чтобы быть с Богом. Прежде всего, мы не должны думать, что вот, наконец-то мы доплыли, вышли на берег, проплыли это поприще поста, и теперь можно расслабиться. Потому что тогда, если мы и не утонули в море, нас убьют на берегу, и ничего хорошего в этом нет. Кстати, с христианами так бывает гораздо чаще, потому что навыкам плаванья в море люди худо-бедно еще как-то обучаются, а вот навыкам времяпровождения на берегу, безопасному ночлегу и тому подобным премудростям, к сожалению, они научаются гораздо хуже. А нам это труднее, для нас это менее очевидно, а потому на это надо обратить гораздо большее внимание, чем на все остальное. То есть не надо расслабляться. Очень хорошо, что наступил праздник, но не надо ни ослаблять сосредоточенности в молитве, хотя количество молитвословий и уменьшается, и это нормально. Сосредоточенность при этом уменьшаться не должна, и наше прилежание к непрестанной молитве тоже уменьшаться не должно. За счет сокращения церковных служб, за счет того, что какие-то дополнительные молитвословия, принятые в Великом посту, мы оставили, за счет того, что земные поклоны безусловно до Пятидесятницы полностью оставляются и в церкви, и дома, — за счет всего этого молитвословия сокращаются, но надо, чтобы внимание наше не сокращалось, а увеличивалось. Это прежде всего.

Но конечно, надо также следить за тем, чтобы нам не встревать в разные глупые ссоры, в разные дела, которые нам на самом деле не нужны, хотя, может быть, они и не греховны сами по себе; и вообще надо стараться продолжать жить по Богу несмотря на то, что у нас праздник.

Прямо скажу, что не лишнее напомнить, что когда мы видим перед собой некоторое количество алкоголя, надо заранее предвидеть, какова наша вместимость, чтобы без особого ущерба его вместить. Потому что пьянство на праздники в той или иной форме это просто бич; и, к сожалению, истинно-православное христианство здесь мало чем отличается от неистинного, и даже вообще от неправославного, и даже вообще от нехристианства. Потому что, к сожалению, это все очень расслабляет, и здесь надо быть внимательным.

Также не надо и объедаться. Во-первых, конечно, потому что после поста объедение всякой скоромной пищей просто не всякий желудок выдержит. Конечно, есть такие крепкие люди среди нас, но среднему человеку это вряд ли под силу. А кроме того, объедение вообще плохо; это не только совершенно никчемная физическая нагрузка и начало всяких болезней, но это прежде всего плохо для души, потому что расположение духа от этого бывает далеко не самое лучшее, даже если это не сопровождается пьянством; а если еще и сочетать на праздник то и другое, то вообще вред получается в квадрате. Это вот, конечно, вещи, может быть, очевидные.

А вот другие вещи менее очевидны. Для того чтобы нам не отпадать от праздника Воскресения, для того чтобы нам участвовать в Воскресении Христовом, мы должны быть одним телом с Телом Христа. Для этого мы должны быть в Церкви и в Церкви истинной, а не в какой-то другой. Это очень важно.

Наверное, не до всех еще дошло известие о том, что в Великую Субботу, т.е. вчера, около 18 часов по московскому времени скончался старейший из истинно-православных иерархов, наверное, самый великий архиерей из тех, кто еще жил на земле, и один из самых великих архиереев ХХ века — митрополит Епифаний Китийский, глава Истинно-Православной Церкви Кипра. Это был действительно великий архиерей, второй Первоиерарх Истинно-Православной Церкви Кипра, которая долгое время испытывала разные гонения и только в 1948 году ей удалось получить своего епископа; этот первый епископ Кипра был рукоположен святым Матфеем Вресфенским, одним из основателей старостильного движения, и это был как раз тот самый архиерей, которого епископ Матфей рукоположил единолично. Но вскоре первый епископ Кипра Спиридон оказался в тюрьме и долгое время не мог исполнять своих обязанностей, и тогда на Кипр был рукоположен митрополит Епифаний; это было около 1960 года; сейчас, конечно, ему было уже сильно за 80. И после этого он возглавлял Церковь Кипра — единственную в мире Истинно-Православную Церковь, которая до нашего времени сохраняет структуру Поместной Церкви. Те гонения, которым подвергались истинно-православные христиане, начиная с 1930-х годов, повсюду привели к тому — и в Греции, и на Кипре поначалу, и у нас в России, и в Западной Европе, Америке и Австралии, — что не было единой церковной организации, а существовали только какие-то временные организации, которые возможны и допускаются церковными канонами, но лишь на время гонений. Гонения были разные: здесь у нас были коммунисты, в Греции были почти фашисты, а до них еще разные власти, но все они по отношению к Истинно-Православной Церкви вели себя не лучшим образом. Но постепенно все-таки времена изменились, настали времена более мирные, и в результате на Кипре еще в начале 60-х годов восстановилась Поместная Истинно-Православная Церковь, единственная Поместная Церковь среди всех Церквей Истинного Православия.

Что же такое Истинное Православие? Это те Церкви, которые не принимают ересь экуменизма. Мы знаем, что очень многие люди говорят, что экуменизм это ересь. Конечно, они правильно это говорят, и очень многие из них говорят это искренне. Но если они верят в то, что это ересь, то тогда они должны понимать, что с еретиками нужно обходиться так, как с ними обходились святые отцы: с еретиками ни в коем случае нельзя быть в евхаристическом общении, т.е. нельзя причащаться в храмах, где поминают епископа-еретика — епископа, который молится с католиками, с армянами-монофизитами, с протестантами и невесть с кем, епископа, который заявляет, что мы с католиками "Церкви-сестры", хотя известно, что все эти религии были в свое время анафематствованы святыми отцами, которые это делали не из каких-то политических соображений, не из-за того, что не поняли каких-то терминов догматических, а из-за того, что они видели, где есть Дух Святой, а где Его нет, и видя, что Его нет у тех или иных еретиков, они не могли быть с ними в общении. Теперь это все как-то пересматривается, но есть правила Вселенских Соборов о том, что те, кто пересматривают наложенные справедливо на кого-либо анафемы, при том, что те, на кого эти анафемы наложены, не каются в своих заблуждениях и остаются такими же, как были, — пересматривающие таким образом анафемы сами подпадают под эти анафемы. И потому современные еретики-экуменисты находятся под всеми анафемами, которые были наложены в разное время на тех еретиков, с которыми они молятся. И вот поэтому и произошли разделения во всех Православных Церквах во всем мире в 1920–30-е годы, и мы сейчас наследуем это разделение.

И вот, сегодня день, когда надо особо помянуть в своих молитвах великого подвижника Православия митрополита Епифания, который, надо сказать, очень почитал Российскую Церковь и всегда стоял выше всяких партийных разногласий, которые, бывало, случались между греческими старостильниками, и который держался истинного понимания Церкви — с одной стороны, не экуменического, а с другой стороны, далекого от всякого фанатизма. И нужно обратиться в молитвах, особенно в этот день, и к самому святителю Епифанию, чтобы он помог Истинно-Православной Церкви угасить всякие раздоры, которые существуют в ее среде, и помог узнать Истину всем людям, которые находятся сейчас за пределами Истинной Церкви и, может быть, вообще о ней ничего не знают или считают себя атеистами, — чтобы Господь помог этим людям узнать именно Истинное Православие, а не те его подделки, которые возникают сейчас в угоду духу века сего и годятся только для того, чтобы демонстрировать их в телешоу, освящать куличи и ставить свечки. Но вот мы слышали сегодня Слово святителя Григория Богослова про Пасху: такое длинное Слово, а про куличи там ничего не было. К чему бы это? Наверное, неспроста. Аминь.