среда, мая 11, 2005

Не вовлекаться в “великую победу”. Проповедь протоиерея Михаила Ардова в Неделю Фомину, 8 мая 2005 г.

Христианин не должен заниматься политикой. Христианин должен – в особенности в наше печальное время – стоять как можно дальше от всех таких дел и политических вопросов.

Но мы живем в совершенно реальном мире, и живем в совершенно определенные времена, и поэтому у Церкви Православной есть долг некий. Долг этот состоит в том, чтобы с нравственной точки зрения оценивать все, что происходит в мире.

С течением веков – в особенности теперь, когда практически весь мир от Церкви отшатнулся, когда мы живем уже в постхристианские времена, - тем более этот долг нравственной оценки – христианской оценки - всего происходящего в мире является нашим непременным долгом.

С самых первых шагов христианская Церковь занималась, в частности, и этим. Мы знаем, что Господь Иисус Христос с нравственной точки зрения обличал первосвященников иудейских и фарисеев. Святой Иоанн Предтеча, величайший пророк, обличал нечестивого царя Ирода за его прелюбодейную связь с женою брата. Как Господь Иисус Христос, так и святой Иоанн Предтеча за это поплатились, что называется, жизнями. Фарисеи отдали Господа Иисуса Христа на распятие, а Ирод – по наущению своей сожительницы и ее дочери - приказал отрубить голову св. Иоанну Предтече. Во все времена были христианские подвижники и мученики, которые не боялись обличать безнравственность сильных мира сего. Обличал императрицу св. Иоанн Златоуст, за что был сослан в ссылку и, в конце концов, в общем-то, мученически скончался. И в России мы знаем такие примеры. Мы знаем Митрополита Филиппа, который обличал за жестокость Иоанна Грозного, и тоже поплатился своей жизнью за это.

Но мы, конечно, все далеки от мучеников, от исповедников. Надо сказать, что и Новомученики Российские обличали ложь большевизма, обличали лукавых сергиан, митрополита Сергия и его сторонников, которые пошли к большевикам, этим палачам, буквально уголовникам, на службу, и за это так же многие из них поплатились жизнью. Мы, живущие уже в нынешнее время, конечно, себя не приравниванием к подобным подвижникам, но - тем не менее - для христиан долг этот остается – мы должны нравственно оценивать то, что мы видим в современном мире.

И хотя сегодня такой праздник - не вполне для таких слов, которые я буду говорить, подходящий, - но, тем не менее, я считаю своим пастырским долгом, обратиться к вам с особенными словами.

Мы слышали синаксарь, в котором повествовалось об этом дне, о том, как апостол Фома убедился в Воскресении Господа Иисуса Христа. Но теперь давайте поговорим о другом.

Сейчас в нашей стране с необычайной пышностью, с необычайной, я бы сказал, помпезностью и безвкусностью празднуется то, что наши властители именуют словом "Великая победа". Вот если взглянуть на это событие, которое они так пышно празднуют, даже не просто с христианской точки зрения, а с точки зрения достаточно разумной, то мы увидим, что праздник этот совершенно безобразен. Во-первых, начать с этого слова "победа". Кто кого победил и какой ценой? И каковы последствия этой, так называемой, победы? И мы увидим, что один тиран победил другого тирана. Сталин, убийца миллионов, при этом миллионов своих соотечественников, победил другого тирана, немецкого, безумного, гораздо, конечно, менее умного и хитрого, чем Сталин, - Гитлера. И в результате этого половина Европы – Восточная Европа - попала под власть большевиков. И наш народ остался в результате этой победы еще на многие десятилетия под властью все тех же жестоких, безнравственных и безбожных правителей. Цена этой победы была несоразмерно высока, потому что Сталин и его приспешники не жалели людей никогда. Как в начале войны они, что называется, угробили бессчетное количество солдат, например, при защите Москвы, так и в конце войны, чтобы первыми захватить Берлин, Жуков по приказу Сталина положил чуть ли не 200 тысяч советских военнослужащих.

Но это лишь одна сторона вопроса. Вторая сторона вопроса состоит в том, что самый этот праздник называть "великой победой" и помпезно праздновать начали совсем не в те времена. Это уже при "товарище" Брежневе так стали праздновать. Сам Сталин этот день не считал таким важным и не считал, что у него большая победа. Он ведь хотел захватить всю Европу и устроить мировую революцию, а ему это не удалось: он захватил всего пол-Европы. И вот сейчас мы смотрим на оставшихся в живых ветеранов, которых сейчас как бы почитают, выдают им какую-то еду, делают какие-то с ними интервью, которых развлекают. Но ведь это теперь только к ним так относятся. Я человек уже довольно пожилой, я прекрасно помню послевоенные годы, как в 45-м, 46-м году Москва была буквально наводнена калеками, безрукими, безногими солдатами, которые пришли с войны, и вдруг они все исчезли. Я только потом узнал, что их всех, чтобы они вид столицы не портили, схватили и отправили помирать на остров Валаам. Там не было монастыря, вот они там, можно себе представить, в каких условиях доживали свой век. Они нищенствовали, побирались, - вот, чтоб ничего этого в столице не было, так с ними обошлись. Это я хорошо запомнил. Кроме того, как мы знаем, по вине, в общем-то, самого Сталина, его военачальников, огромное количество советских людей попало в плен. И государство от них сразу отреклось, их сразу объявили изменниками. А впоследствии, когда они по тем или иным причинам возвращались в нашу страну, их немедленно – по большей части – просто сажали в сталинские лагеря. Вот так они относились к ветеранам. Вообще, если взять историю этой так называемой "Великой победы", то там все сплошь или ложь или умолчание. Например, мы знаем, что - и историки-специалисты это знают - Москву защищал совсем не Жуков, а генерал Власов, тогда еще не плененный и не перешедший на сторону противника. Но об этом полное умолчание. Прагу от немцев в мае 45 года опять-таки освободил генерал Власов со своими русскими войсками. Но этого вы сейчас никогда нигде не прочтете, и никогда об этом гласно не услышите. Потому что все, что большевики и их последыши – так называемые демократы – говорят о "великой победе" свидетельствует о том, что у нас до сих пор у власти коммунисты. Они только перекрасились и устроили так, чтобы воровать стало легче. А по существу психология их вся та же. И не далее как два дня тому назад президент Путин, будучи в Европе, гласно заявил, что нельзя сравнивать Гитлера со Сталиным, что, дескать, Сталин, хотя тиран и многие его считают преступником, но он, мол, не фашист. И тут тоже определенная ложь. Никаким фашистом Гитлер не был и не мог быть. В Германии не было фашистской партии. Фашисты были в Италии. В Германии были национал-социалисты. Но, чтобы как-нибудь не замарать святое свое слово "социализм", коммунисты, естественно, стали называть немцев "фашистами", и до сих пор это продолжается, хотя это для грамотного человека просто сказать смешно.

Можно еще много чего на эту тему говорить. Говорить о том, что эту войну, которую уместно, конечно, называть не отечественной, а Второй мировой, развязал в огромной степени "товарищ" Сталин. Он выкормил Гитлера, он помогал немцам строить армию: обучались здесь летчики, строили самолеты и так далее, и, в конце концов, натравил его на западные страны. А затем он хотел ударить ему в спину и захватить вообще всю Европу. Но вот это, как раз, не удалось, и будучи неготовым к оборонительной войне, Советский Союз потерпел поначалу такое сокрушительное поражение от немцев. Вот это подлинная история.

Но я уже дальше и не буду вам говорить на эту тему. Я только хочу вам сказать, что мы с вами принадлежим к христианской Церкви. Мы не должны вовлекаться ни в какие политические вещи. При этом должен вам сказать, что я совсем не хочу оскорбить людей-ветеранов, которые еще остались. У меня мой родной отец и мой родной дядя были на фронте. Эти люди были честные и они, так сказать, шли туда по необходимости с сознанием собственного долга. Но вот то, что правда скрывается, то, что это брежневское раздувание страшного события продолжается, это очень и очень плохой знак.

У нас есть люди, в Московской патриархии тоже существуют такие, которые говорят о том, что должно быть покаяние, дескать, в нашей стране. Но покаяние – это очень высокое состояние, оно доступно только для христиан, и христиан сознательных. То покаяние, о котором сейчас говорят всуе, должно быть неким осознанием того, что происходило. Если бы наше правительство действительно бы хотело очиститься от этой коммунистической скверны и сделать Россию и национальной, и духовной, то, прежде всего, надо было бы заняться вот чем: надо было бы снять 200 полнометражных телефильмов о всех преступлениях советской власти, начиная с расстрелов 1918 г., с Кронштадтского мятежа, с подавления Тамбовского восстания, раскулачивания и, кстати, сказать и правдиво о войне, не говоря уже про 37 год и про весь этот террор. И если бы люди могли это смотреть и это бы демонстрировалось, то тогда, может быть, действительно кто-то бы пришел к покаянию. Но мы видим, что ветер дует в противоположную сторону, и мы должны это понимать и чувствовать.

Для нас самое важное – не вовлекаться – повторяю - ни во что подобное. Мы не можем это все остановить. Наш голос не услышат, не захотят слышать. Сейчас и телевидение подконтрольно государству, и радио, сейчас они раструбят эту "великую победу". Можно себе представить, сколько уже сейчас вбито денег на безобразное "украшение" города, на всяких иностранных гостей, вместо того, чтобы помочь действительно неимущим людям, каким-нибудь детским домам или нищим пенсионерам.

Так вот пусть Господь поможет нам никогда и ни при каких обстоятельствах не соединяться ни с чем подобным. У нас есть свои христианские праздники, у нас есть свои христианские радости, у нас даже есть свои христианские юбилеи, каковым, конечно, является и Святая Пасха, и все, что ее сопровождает, вот это именно - наше. И да поможет нам Бог остаться до последнего издыхания в лоне Истинной Церкви. Аминь.