четверг, декабря 08, 2005

ОБЗОР ПРЕССЫ: Протоиерей Михаил Ардов. Она была одержима ревностью к Церкви, к Истине. Слово вослед ушедшей Анастасии Георгиевны Шатиловой (Граббе)

Мне припоминаются глухие семидесятые годы, застойные брежневские времена. Я был мирянином Московской патриархии. До нас стали доходить совершенно удивительные документы. Это были присылаемые из Синода Русской Православной Церкви Заграницей так называемые "Оповещения Отдела внешних церковных сношений РПЦЗ". Они состояли из маленьких заметок о жизни православия и христианства во всем мире. При полной изоляции, в которой мы жили тогда, это был глоток очень важной информации. Я помню, как мы их копировали и распространяли. Конечно, с большой осторожностью, потому что, полагаю, что КГБ заинтересовалось бы этими материалами и тем, каким образом мы их добываем.

Впоследствии мне удалось узнать, что составителем этих "Оповещений" была Анастасия Георгиевна Шатилова, урожденная графиня Грабе – дочь епископа Григория (Граббе). Прошли годы, и в 1994 году я впервые попал в Америку. В доме протоиерея Владимира Шишкова, где жил епископ Григорий, поскольку о. Владимир был женат на Марии – другой дочери епископа Григория, я познакомился с Анастасией Георгиевной.

Эта женщина в течение четырех десятков лет была секретарем своего отца. Сам же владыка Григорий в течение 55 лет занимал должность Управляющего делами Зарубежного Синода. В 1994 г., когда я с ними познакомился, хотя владыка Григорий и был уже "не у дел", у него сохранилась большая переписка, он продолжал влиять на ход церковных событий. И всем этим, потому как он сам был уже стар и немощен, ведала его старшая дочь Анастасия Георгиевна.

Затем мы знаем, что эти самые "Оповещения" перестали выпускаться, после того, как в РПЦЗ произошел переворот, когда после смерти Митрополита Филарета предсоятелем РПЦЗ был избран Митрополит Виталий, а владыка Григорий скандальным и неприличным образом был удален из Синода РПЦЗ. Но позже появились другое издание - "Церковные новости", которое в течение многих десятилетий составляла и издавала Анастасия Георгиевна. Буквально до последнего лета "Церковные новости" выходили регулярно и стали более серьезным органом, чем были прежние, памятные мне "Оповещения".

Я дружил с Анастасией Георгиевной. Она меня восхищала тем, что кроме церковных интересов, фактически, других у нее и не было. Хотя у нее были и дети, и внуки, со всеми были прекрасные отношения, но вся ее энергия, вся ее личность всегда была сконцентрирована в церковных вопросах.

Очень жаль, что мне больше не удастся с ней ни поговорить, ни посидеть за столом – а она это любила, в том числе и выпить рюмку водки, не услышу больше ее рассказов. А рассказы ее были поразительны. Она, например, близко общалась с Митрополитом Антонием (Храповицким), и с другими первоиерархами Зарубежной Церкви, помнила замечательных эмигрантских деятелей, военные и послевоенные Югославию и Германию. Некоторые ее воспоминания записаны на пленку моим помощником Сергеем Александровичем Суворовым. Даст Бог, мы их расшифруем и они станут достоянием всех.

Сейчас же я хочу сказать, что мы молимся об упокоении души Анастасии Георгиевны. Она была человеком замечательным, беспристрастным свидетелем, человеком, одержимым одной идеей. Можно сказать, что главной движущей силой, которая помогала ей выжить, которая составляла основное содержание ее жизни, это было просто, что называется, "ревностью о доме Твоем" – ревностью по отношению к Церкви, по отношению к Истине.

4 ноября 2005 г.