среда, февраля 23, 2005

Иеромонах Даниил (Элькинд) присоединился к РПАЦ из МП.

(Вертоградъ, Суздаль – Санкт-Петербург)

Иеромонах Даниил (Элькинд), служивший в Нижегородской епархии МП, присоединился к Российской Православной Церкви 9 февраля в Суздале. Свою первую Литургию в качестве клирика Истинной Церкви он совершил 13 февраля в храме святой новопреподобномученицы Елисаветы в Санкт-Петербурге в сослужении с иеромонахом Григорием (Лурье).

Иеромонах Даниил (в миру Михаил Элькинд) родился в 1969 году в Санкт-Петербурге. В 1991 году он был принят послушником в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь Екатеринбургской епархии МП. В 1992 году пострижен в мантию и рукоположен в иеродиакона, в 1994 году - во иеромонаха. В 2003 году закончил Нижегородскую духовную семинарию, защитив дипломную работу "Славянские ученики преподобного Паисия Величковского".

В Суздале рукоположен первый священник РПАЦ для Аргентины.

(Вертоградъ, Суздаль)

о. Силуан ДиньякМитрополит Валентин Суздальский и Владимирский 22 февраля в Царе-Константиновском соборе в Суздале рукоположил в сан священника Силуана Диньяка, главу Аргентинской миссии РПАЦ. Отец Силуан стал первым клириком Российской Церкви в Южной Америке.

Отец Силуан (Silvio Ergasto Dignac) родился 7 апреля 1975 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) в семье потомственных военных. О Православии узнал в раннем детстве от двоюродной бабушки, хотя воспитывался в католической вере. С 17 лет начал изучать творения Святых Отцов и в 20 лет стал посещать храм РПЦЗ в Буэнос-Айресе. В 1999 году познакомился с епископом РПЦЗ Александром (Милеантом). Помогал епископу Александру в создании миссионерского веб-сайта и заочной семинарии.

Был принят в РПАЦ в 2004 году Преосвященным Епископом Денверским Григорием (Абу-Ассалем). По благословению Епископа Григория создал Православную Миссию в честь Владимирской иконы Божией Матери. После ухода Епископа Григория в раскол остался верен Российской Православной Церкви.

Женат на православной христианке Надежде (Деборе Бетендорф).

(Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Сан-Франциско)

Первое заседание комиссии РПЦЗ(Л) по подготовке IV Всезарубежного Собора, намеченного на начало 2006 года, состоялось 8 февраля в Сан-Франциско. Заседание провел архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион, сообщает официальный сайт РПЦЗ(Л).

На заседании присутствовали архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, епископ Манхэттенский Гавриил, настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов, секретарь местного епархиального управления протоиерей Петр Перекрестов, священник Серафим Ган и В.В. Красовский, регент архиерейского хора кафедрального Радосте-Скорбященского собора в Сан-Франциско.

Божественную литургию в этот день совершил заместитель директора Кирилло-Мефодиевской русской церковной гимназии протоиерей Ярослав Беликов.

Перед началом заседания, в два часа дня, священник Серафим Ган совершил молебное пение в церкви святителя Тихона Задонского. Затем члены предсоборной комиссии проследовали в келью святителя Сан-Францисского Иоанна (Максимовича; + 1966 г.), где было пропето ему величание, а потом - в епархиальную библиотеку имени архиепископа Антония (Медведева; + 2000 г.), где архиепископ Иларион, открыв собрание приветствием, сообщил о некоторых указаниях первоиерарха и Архиерейского синода, назначил протоиерея Петра Перекрестова секретарем предсоборной комиссии и предложил составить список возможных дополнительных членов из мирян, представляющих весь спектр взглядов и мнений чад РПЦЗ(Л). Этот список будет представлен на рассмотрение Архиерейскому синоду, следующее заседание которого состоится в мае в Мюнхене.

Главная тема предстоящего Всезарубежного Собора, который состоится в Сан-Франциско в первой половине следующего года, - возможность установления евхаристического общения РПЦЗ(Л) с МП.

На заседании были образованы две подкомиссии: 1) по вопросам практического устройства и проведения IV Всезарубежного Собора - под председательством архиепископа Кирилла и 2) по составлению на основании материалов предыдущих Соборов соответствующего Наказа предстоящему Собору и других документов. Последняя подкомиссия на следующий же день начала свою работу.

Скорбное заявление архиепископа Варнавы (РПЦЗ(В-В)).

27 января/ 9 февраля 2005 г.

Всякому произволу есть предел.

Не желая подливать масло в огонь и имея ввиду высшие интересы Церкви думали, несмотря на просьбы многих священнослужителей и верных наших прихожан, никак не отвечать на всякие постановления и указы, исходящие за истекший год из мансонвилльской синодальной канцелярии. Однако, наше умиротворительное поведение не встречает понимания. Наоборот, ожесточение против всех, не следующих этому безумию, достигает пароксизма.

Расписывающийся епископским саном отец Виктор Пивоваров в своих безконечных сочинениях доходит до того, что запросто пишет о том, что наше духовенство "совершает бесовскую трапезу, а не причащение и не таинства"! Подобное кощунственное умопомрачение не только не встречает порицания, но считается выражением исповеднической позиции его автора и всех задающих тон в мансонвилльском синоде. В развитие такого "догматического обоснования" больные синодальные интриганы на полном серьёзе постановили прислать какого-то незванного священника для обслуживания нашего кафедрального собора!

Поэтому, как для нашей паствы, так и для всех оставшихся благоразумными людей, болеющих за правду церковную, ещё раз считаем нужным заявить следующее:

Считаем Владыку Митрополита ВИТАЛИЯ нашим Первоиерархом, под чьим духовным и отеческим омофором с любовью пребываем.

Приглашаем всех относиться с максимальной осторожностью к документам, исходящим будто от имени Владыки Митрополита.

Напоминаем завещательные слова Владыки Митрополита, сказанные в Рождественском послании 2002 г., которое он сам назвал своим Духовным Завещанием: "Мы живём в такое время, когда меня могут украсть и от моего имени начнут вас убеждать. Знайте, что из плена я ни в чём вас не буду убеждать. Верьте только моему живому голосу". Мы именно так и поступаем, однако, мы искусственно лишены всякой возможности общаться с нашим Первоиерархом.

За т.н. "мансонвилльским синодом", показавшим свою полную несостоятельность и свое сугубо неканоническое ведение дел, не признаем никакой силы и никакого значения.

С возмущением приходится читать разные выступления людей, выдающих себя за т.н. "витальевцев", тем самым порочащих доброе имя Владыки Митрополита и до неузнаваемости искажающих и позорящих лицо нашей Церкви и нашей Эмиграции.

Церковь - прежде всего царство мира и любви. Призываем к объединению всех, как в России так и Заграницей, кому дорого наше прошлое, кто болеет за ее нынешнее состояние, кто намерен бороться за сохранение духовного наследия Русской Зарубежной Церкви, но бороться достойно, с состраданием ко всем погибающим и с упованием на Милость Божию, не забывая, что кому больше дано - с того больше спросится.

+ Архиепископ ВАРНАВА
27 янв./9 фев. 2005 г.
память свят. Иоанна Златоуста

Скончался клирик Сурожской епархии МП протоиерей Сергий Гаккель.

(Портал-Credo.Ru – Вертоградъ / Лондон)

9 февраля в 4 часа вечера на 74-м году жизни скоропостижно скончался протоиерей Сергий Гаккель, клирик Сурожской епархии (Великобритания) МП, многолетний ведущий религиозных радиопрограмм Русской службы ВВС.

О. Сергий был одним из ближайших сотрудников скончавшегося в 2003 году митрополита Антония (Блума), поддерживал советских религиозных диссидентов и дружил с либеральными священниками МП.

Более всего отец Сергий известен фундаментальным трудом о матери Марии (Скобцовой), которая погибла в газовой камере концлагеря, войдя в нее добровольно вместо другой женщины. Во многом именно трудами о. Сергия мать Мария была канонизирована 1 мая 2004 года Константинопольским патриархатом.

Протоиерей Сергий Гаккель скончался в день памяти священномученика Димитрия Клепинина, относившегося к кружку матери Марии в Париже и канонизированного вместе с ней.

“Огненное знамение” явилось у часовни блаженной Ксении Петербургской в день ее памяти.

(Портал-Credo.Ru – Вертоградъ / С.- Петербург)

В день памяти блаженной Ксении Петербургской у восточной, самой близкой к гробнице стены ее часовни от упавшей свечки загорелись записки с прошениями. В тот день их оказалось необычно много. Потом пламя переметнулось на огромную охапку цветов, сложенных между стеной и подсвечником. От целлофановых оберток и картонных корзинок пошла черная гарь. Очевидцы говорят, что костер высотой в два метра не могли потушить пять минут, пока кто-то не прибежал с ведром воды.

Уничтожение записок вызвало тревожное и тягостное чувство у паломников. Многие считают, что горение сотен записок - знак того, что “Ксения устала от бесконечных прошений о земном, корыстном и суетном”.

Момент возгорания пришелся на окончание многочасового паломничества по местам святой Ксении, совершенного группой петербургских верующих. Они принесли для освящения в часовне новонаписанную икону святой с приклеенной монеткой XVIII века - в память о чудесном спасении от пожара дома Евдокии Беляевой: встретив свою знакомую на Петроградской стороне, блаженная подала ей медный пятак с “царем на коне” и сказала: “Возьми пятак, потухнет”.

ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ: Православный и мелькитский патриархи освятили экуменический храм.

(SANA - Портал-Credo.Ru – Вертоградъ / Дамаск)

Православный (экуменический) патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV Хазим и глава Мелкитской греко-католической церкви патриарх Григорий III Лахам совершили 4 февраля совместную службу по случаю освящения церкви святых Петра и Павла в Даммаре, пригороде Дамаска.

“Это событие - начальный пункт объединения Антиохийской церкви в рамках всестороннего национального единства Сирии”, - заявил патриарх Григорий в своей проповеди на освящении церкви. В ответном слове патриарх Игнатий подчеркнул, что освящение общего православно-мелькитского храма - это исключительное событие, играющее важную роль в созидании национального единства, которое чрезвычайно необходимо в современных условиях.

Среди официальных поместных православных церквей Антиохийская является своеобразным "передовиком" экуменических отношений. Молитвенное общение с монофизитами (в частности, при совершении "смешанных" браков) установлено в ней на уровне церковных постановлений. Новый храм станет символом "церковного единства" и будет использоваться не только православными, но и представителями других конфессий.

Патриарх Алексий поздравил со вступлением в должность нового главу Эстонской евангелическо-лютеранской церкви.

(Служба коммуникации ОВЦС МП – Портал-Credo.Ru – Вертоградъ / Таллинн)

В Таллинне состоялось возведение в епископский сан нового главы Эстонской евангелическо-лютеранской церкви Андреаса Пыльда.

На торжественных мероприятиях Эстонскую православную церковь МП представляли митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий и член Синода ЭПЦ МП протоиерей Иувеналий Каарма. Митрополит Корнилий поздравил Андреаса Пыльда с избранием в должность и огласил текст поздравительного послания патриарха Алексия новоизбранному главе Эстонской евангелическо-лютеранской церкви.

понедельник, февраля 14, 2005

Заявление из канцелярии епископа Манхэттенского Гавриила по поводу увольнения за штат протоиерея Сергия Клестова

(Официальный сайт РПЦЗ(Л))

Мы обыкновенно не принимаем участия во всякого рода ожесточенных спорах, тем паче ведущихся в нецерковной печати и в Интернете, полагая их неполезными. В последние годы подобные словесные бои, исполненные взаимного осуждения и прямой клеветы, которой не гнушаются их участники, стали почти повсеместными. Под их воздействие, к великому сожалению, попадают и чада нашей Церкви. В этом случае, мы, не вступая в ожесточенные дискуссии, оказываемся в необходимости донести до сведения искренне заинтересованных и недоумевающих людей те факты, которые, как это постоянно случается, либо вовсе не замечаются в пылу полемики, либо – искажаются в соответствии с толкованиями спорщиков.

Так и на сей раз, мы признали необходимым предоставить в распоряжение всех заинтересованных сведения касательно протоиерея Сергия Клестова, бывшего до недавнего времени настоятелем в приходе Святого Серафима Саровского в г. Си-Клиф (Восточно-Американская Епархия). По поводу зачисления отца Сергия за штат согласно его собственной настойчивой просьбе, появилось уже достаточно публикаций в Интернете. Все эти публикации сознательно направлены на создания картины “преследований” отца Сергия Клестова, “расправы” над ним, желания его “добить” и проч. Скажем сразу же, что никакое даже самое предвзятое истолкование указа отцу Сергию о причислении его к духовенству Синодального Знаменского собора в Нью-Йорке – не в состоянии скрыть главного: отец Сергий вовсе не “наказан” и не “осужден” Епархиальной Властью. Тем более, не может идти речи о каких бы то ни было “преследованиях за убеждения”.

Долгие годы отец Сергий Клестов пребывал в подчинении приснопамятному Епископу Митрофану (Зноско-Боровскому; + 2002 г.), бывшему настоятелем прихода в Си-Клифе. Вполне разделяя убеждения своего Аввы на положение дел в Русской Православной Церкви, а во многом – придерживаясь и значительно более радикальных взглядов, отец Сергий Клестов постоянно заявлял о желательности для РПЦЗ “как можно скорее оказаться в лоне Матери-Церкви”. Именно так заявил отец Сергий и на поминальном обеде после кончины Владыки Митрофана в 2002 году. За последние год-два взгляды отца Сергия, возможно под воздействием его нового окружения, переменились: теперь он заявляет себя категорическим противником той позиции, безоговорочным сторонником которой он был все предыдущее десятилетие. Ни для кого не тайна, что среди священства и мирян Русской Зарубежной Церкви существует весьма широкое разнообразие подходов к сложнейшему вопросу о путях нашего церковного единства. Это касается буквально всего, что так или иначе связано с нашим отношением к Церкви в Отечестве. Потому-то и было принято решение о созыве Всезарубежного Собора с участием клира и мирян, подготовкой которого займется Предсоборная Комиссия. Но никогда в нашей Церкви не предпринималось и впредь не будет предпринято никаких попыток давления или насильственного воздействия на совесть служителей или чад Ее; это, кстати, по условиям, в коих существует и действует наша Церковь, было бы совершенно невозможным и привело бы только к нежелательным последствиям. Поэтому мы можем лишь повторить: взгляды отца Сергия Клестова, в частности, высказанные им во время престольного праздника прихода преподобного Серафима Саровского в г. Си-Клиф – не имели, да и не могли бы иметь влияния на решение о переводе его на иной приход.

Переводы священников с одного прихода на другой – есть постоянная практика в Русской Церкви и, разумеется, в Церкви Зарубежной. Обстоятельства же появления указа от 11-го января сего года, врученного протоиерею Сергию Клестову, вкратце таковы.

Высшей целью пастырского, - и, конечно же, настоятельского делания, является сохранение и умножение мира, согласия и братской любви в порученных им приходах, ибо это есть уже условие спасения пасомых. Приход, который о. протоиерей Сергий Клестов унаследовал от его создателя и бессменного настоятеля Епископа Митрофана (Зноско-Боровского), по различным обстоятельствам, связанным, во многом, с его человеческим составом, оказался “разделенным сам в себе”. Его постигли внутренние несогласия. Подобное, по грехам нашим, случается, и в этих случаях задача пастыря – непременно постараться избежать дальнейшего разделения, привести приход к обретению единства, ни в коем случае не становясь на сторону одной из “группировок” в приходской семье. К несчастью, в приходе преподобного Серафима Саровского в Си-Клифе этого не произошло. При выраженном разделении в приходе, когда доверие к настоятелю в одной из его частей оказывается подорванным, Священоначалие обычно принимает решение о назначении на такой приход иного настоятеля – и переводит настоятеля прежнего на новое место служения. В этом не следует усматривать “наказания” или хотя бы “поиска виноватого”. Речь идет только о благе: благе и пастыря, и пасомых. Поскольку было известно, что отец Сергий очень дорожит своей гражданской службой в Си-Клифе, где он и его семья проживают в просторном благоустроенном доме, Священноначалие предполагало перевести отца Сергия на служение поблизости, так, чтобы у него не возникло никаких трудностей в его повседневной жизни. Но протоиерей Сергий Клестов отказался даже выслушать какие-либо предложения. Он сказал, что либо он остается настоятелем в Си-Клифе, либо – уходит за штат. Это его последнее пожелание и было исполнено. Следует еще добавить, что не будь положение в приходе столь напряженным, возможно, и причины жалоб от прихожан, поступивших на отца Сергия в Архиерейский Синод, нашли бы свое доброе разрешение в самой приходской семье, - и не возникло бы нужды в создании комиссии по их разбору. Так по большей части и бывает в приходах, где царствуют мир и согласие. Но, как мы знаем, случилось иное.

В публикациях в Интернете постоянно говорится, что на стороне отца Сергия – большинство в приходе. Это не так, и публикаторы подобных сведений об этом хорошо знают. Согласно Нормальному Приходскому Уставу Русской Зарубежной Церкви, право голоса в приходских делах имеют только те из прихожан, которые платят установленные членские взносы. Они и являются официальными членами прихода. Но среди тех, на кого ссылаются авторы различных публикаций в Интернете - таких меньшинство. Членство в приходе – это, как правило, удел тех, кто желает принять активное участие в приходской жизни. Это никак не обязанность, а право. Если бы те, кто требуют возвращения отца Сергия на приход, в свое время озаботились бы вступлением в члены его, возможно, они в будущем составили бы большинство. Но к моменту вспышки нестроений в приходе – они, по большей части, членами прихода преподобного Серафима Саровского не были. Кстати, все, чьи подписи стоят под открытыми письмами, обладают полным правом создать свой собственный приход, найти подходящее помещение для храма - и обратиться к Епархиальной Власти с прошением о принятии их и приискании им настоятеля. Таковым настоятелем может стать, с его согласия, и протоиерей Сергий Клестов, к чему нет никаких препятствий.

Уповаем, что смущения и несогласия, которые намеренно усугубляются противниками нашей Церкви, молитвами Преподобного Серафима, превыше всего ставившего стяжание мира, улягутся ко всеобщему благу, а отец Сергий Клестов продолжит свое ревностное и благоговейное служение Церкви Христовой.

+ Гавриил,
Епископ Манхеттенский.

Вопрос о статусе церковной собственности в Палестине не несет угрозы переговорам с РПЦЗ(Л), считают в Московской патриархии

(Интерфакс – ИТАР-ТАСС - Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Москва)

Официальный представитель ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов заявил в интервью “Интерфаксу”, что процедура юридического оформления земельных участков в Хевроне Иерихоне не несет угрозы переговорному процессу с РПЦЗ(Л). Поскольку эти участки перешли МП в 1997 и 2000 гг., т. е. до того, как переговорный процесс начался, никто не предполагал, что “их нынешний статус будет вновь поставлен под вопрос, а его юридическая фиксация вызовет проявления озабоченности”.

По мнению о. Николая Балашова, “важно отказаться от старых имущественных споров, и исходить из признания реальности, сложившейся ко времени начала переговоров”.

О. Николай Балашов дал интервью “Интерфаксу” по поводу протеста, выраженного пресс-службой РПЦЗ(Л) против юридического закрепления собственности РПЦЗ(Л) в Святой Земле, захваченной в 1997 и 2000 гг. Московской патриархией с помощью военных Палестинской автономии.

пятница, февраля 11, 2005

Именины 95-летнего митрополита Виталия отметили в РПЦЗ(В).

(Западно-Европейский Вестник – Вертоградъ, Мансонвилль \Канада\)

7 февраля РПЦЗ(В) отметила День тезоименитства митрополита Виталия.

95-летний старец-митрополит - единственный здравствующий архиерей, рожденный в царской России, живая история русского православия в XX веке. Паства митрополита Виталия сугубо молится, чтобы Господь продлил дни его и сохранил на многая лета.

Заявление из канцелярии епископа Манхэттенского Гавриила по поводу увольнения за штат протоиерея Сергия Клестова.

(Официальный сайт РПЦЗ(Л))

Мы обыкновенно не принимаем участия во всякого рода ожесточенных спорах, тем паче ведущихся в нецерковной печати и в Интернете, полагая их неполезными. В последние годы подобные словесные бои, исполненные взаимного осуждения и прямой клеветы, которой не гнушаются их участники, стали почти повсеместными. Под их воздействие, к великому сожалению, попадают и чада нашей Церкви. В этом случае, мы, не вступая в ожесточенные дискуссии, оказываемся в необходимости донести до сведения искренне заинтересованных и недоумевающих людей те факты, которые, как это постоянно случается, либо вовсе не замечаются в пылу полемики, либо – искажаются в соответствии с толкованиями спорщиков.

Так и на сей раз, мы признали необходимым предоставить в распоряжение всех заинтересованных сведения касательно протоиерея Сергия Клестова, бывшего до недавнего времени настоятелем в приходе Святого Серафима Саровского в г. Си-Клиф (Восточно-Американская Епархия). По поводу зачисления отца Сергия за штат согласно его собственной настойчивой просьбе, появилось уже достаточно публикаций в Интернете. Все эти публикации сознательно направлены на создания картины “преследований” отца Сергия Клестова, “расправы” над ним, желания его “добить” и проч. Скажем сразу же, что никакое даже самое предвзятое истолкование указа отцу Сергию о причислении его к духовенству Синодального Знаменского собора в Нью-Йорке – не в состоянии скрыть главного: отец Сергий вовсе не “наказан” и не “осужден” Епархиальной Властью. Тем более, не может идти речи о каких бы то ни было “преследованиях за убеждения”.

Долгие годы отец Сергий Клестов пребывал в подчинении приснопамятному Епископу Митрофану (Зноско-Боровскому; + 2002 г.), бывшему настоятелем прихода в Си-Клифе. Вполне разделяя убеждения своего Аввы на положение дел в Русской Православной Церкви, а во многом – придерживаясь и значительно более радикальных взглядов, отец Сергий Клестов постоянно заявлял о желательности для РПЦЗ “как можно скорее оказаться в лоне Матери-Церкви”. Именно так заявил отец Сергий и на поминальном обеде после кончины Владыки Митрофана в 2002 году. За последние год-два взгляды отца Сергия, возможно под воздействием его нового окружения, переменились: теперь он заявляет себя категорическим противником той позиции, безоговорочным сторонником которой он был все предыдущее десятилетие. Ни для кого не тайна, что среди священства и мирян Русской Зарубежной Церкви существует весьма широкое разнообразие подходов к сложнейшему вопросу о путях нашего церковного единства. Это касается буквально всего, что так или иначе связано с нашим отношением к Церкви в Отечестве. Потому-то и было принято решение о созыве Всезарубежного Собора с участием клира и мирян, подготовкой которого займется Предсоборная Комиссия. Но никогда в нашей Церкви не предпринималось и впредь не будет предпринято никаких попыток давления или насильственного воздействия на совесть служителей или чад Ее; это, кстати, по условиям, в коих существует и действует наша Церковь, было бы совершенно невозможным и привело бы только к нежелательным последствиям. Поэтому мы можем лишь повторить: взгляды отца Сергия Клестова, в частности, высказанные им во время престольного праздника прихода преподобного Серафима Саровского в г. Си-Клиф – не имели, да и не могли бы иметь влияния на решение о переводе его на иной приход.

Переводы священников с одного прихода на другой – есть постоянная практика в Русской Церкви и, разумеется, в Церкви Зарубежной. Обстоятельства же появления указа от 11-го января сего года, врученного протоиерею Сергию Клестову, вкратце таковы.

Высшей целью пастырского, - и, конечно же, настоятельского делания, является сохранение и умножение мира, согласия и братской любви в порученных им приходах, ибо это есть уже условие спасения пасомых. Приход, который о. протоиерей Сергий Клестов унаследовал от его создателя и бессменного настоятеля Епископа Митрофана (Зноско-Боровского), по различным обстоятельствам, связанным, во многом, с его человеческим составом, оказался “разделенным сам в себе”. Его постигли внутренние несогласия. Подобное, по грехам нашим, случается, и в этих случаях задача пастыря – непременно постараться избежать дальнейшего разделения, привести приход к обретению единства, ни в коем случае не становясь на сторону одной из “группировок” в приходской семье. К несчастью, в приходе преподобного Серафима Саровского в Си-Клифе этого не произошло. При выраженном разделении в приходе, когда доверие к настоятелю в одной из его частей оказывается подорванным, Священоначалие обычно принимает решение о назначении на такой приход иного настоятеля – и переводит настоятеля прежнего на новое место служения. В этом не следует усматривать “наказания” или хотя бы “поиска виноватого”. Речь идет только о благе: благе и пастыря, и пасомых. Поскольку было известно, что отец Сергий очень дорожит своей гражданской службой в Си-Клифе, где он и его семья проживают в просторном благоустроенном доме, Священноначалие предполагало перевести отца Сергия на служение поблизости, так, чтобы у него не возникло никаких трудностей в его повседневной жизни. Но протоиерей Сергий Клестов отказался даже выслушать какие-либо предложения. Он сказал, что либо он остается настоятелем в Си-Клифе, либо – уходит за штат. Это его последнее пожелание и было исполнено. Следует еще добавить, что не будь положение в приходе столь напряженным, возможно, и причины жалоб от прихожан, поступивших на отца Сергия в Архиерейский Синод, нашли бы свое доброе разрешение в самой приходской семье, - и не возникло бы нужды в создании комиссии по их разбору. Так по большей части и бывает в приходах, где царствуют мир и согласие. Но, как мы знаем, случилось иное.

В публикациях в Интернете постоянно говорится, что на стороне отца Сергия – большинство в приходе. Это не так, и публикаторы подобных сведений об этом хорошо знают. Согласно Нормальному Приходскому Уставу Русской Зарубежной Церкви, право голоса в приходских делах имеют только те из прихожан, которые платят установленные членские взносы. Они и являются официальными членами прихода. Но среди тех, на кого ссылаются авторы различных публикаций в Интернете - таких меньшинство. Членство в приходе – это, как правило, удел тех, кто желает принять активное участие в приходской жизни. Это никак не обязанность, а право. Если бы те, кто требуют возвращения отца Сергия на приход, в свое время озаботились бы вступлением в члены его, возможно, они в будущем составили бы большинство. Но к моменту вспышки нестроений в приходе – они, по большей части, членами прихода преподобного Серафима Саровского не были. Кстати, все, чьи подписи стоят под открытыми письмами, обладают полным правом создать свой собственный приход, найти подходящее помещение для храма - и обратиться к Епархиальной Власти с прошением о принятии их и приискании им настоятеля. Таковым настоятелем может стать, с его согласия, и протоиерей Сергий Клестов, к чему нет никаких препятствий.

Уповаем, что смущения и несогласия, которые намеренно усугубляются противниками нашей Церкви, молитвами Преподобного Серафима, превыше всего ставившего стяжание мира, улягутся ко всеобщему благу, а отец Сергий Клестов продолжит свое ревностное и благоговейное служение Церкви Христовой.

+ Гавриил,

Епископ Манхеттенский.

Заявление Н.А. Охотина, директора по связям с общественностью при Архиерейском Синоде и Нью-Йоркского представителя Русской Духовной Миссии в Иерусали

(Официальный сайт РПЦЗ(Л))

Ввиду того, что заявление секретаря ОВЦС Московского Патриархата по межправославным отношениям вызвало возмущение даже у сторонников сближения двух частей Русской Церкви, усугубив положение, следует отметить: Заявление представителя ОВЦС, прот. Николая Балашова -- неудачная попытка обелить насильственные противозаконные акции 1997-2000 гг., а ОВЦС был непосредственно задействован при этих акциях. Для встречных Комиссий, их действительной работы и совместных решений, выступление секретаря ОВЦС не имеет никакого значения.

Встречные Комиссии назначены на уровне Синодов. Они призваны вырабатывать совместные документы, представляемые на одобрение Священноначалию. Ограничений в объеме спорных вопросов, подлежащих обсуждению, не существует. Исключение из работы Комиссий темы Святой Земли или связанных с этим комплексом вопросов не предвиделось. Имущественные вопросы так же не исключаются из повестки дня, как конкретные вопросы по прекращению или невозбуждению имущественных судебных дел. Ссылка на будущее единой Русской Церкви, которое само все решит, неуместна, поскольку дело Комиссий заключается в том, чтобы пути этого будущего вырабатывать.

При ближайшей встрече Комиссий, запланированной на начало марта, надо полагать, будут далее серьезно обсуждаться все вопросы, стоящие между двумя частями Русской Церкви, с целью выработать совместные решения, или варианты таковых для представления их Священноначалию. Возможно, что будет обсуждаться очевидное нарушение секретарем Комиссии Московского Патриархата в его качестве секретаря ОВЦС правил деятельности Комиссий. Немыслимо, чтобы один из членов Комиссий в столь странной форме пытался политически разыгрывать внутренние вопросы деятельности Комиссий, давая рекомендации. Не случайно изначально было постановлено, что Комиссии работают за закрытыми дверями. Как раз во избежание вредной для дела полемики в информационном пространстве и для защиты от внешнего воздействия на деятельность Комиссий было принято решение работать в закрытом режиме, хотя это вызывает нарекания. Возможно обращение Синода Русской Зарубежной Церкви к Синоду Московского Патриархата об опубликовании полного состава доселе выработанных документов, но решение также зависит от согласия обеих сторон на синодальном уровне.

В свою очередь, выступление председателя Комиссии Русской Зарубежной Церкви, архиепископа Берлинского и Германского Марка, было неизбежным и закономерным. Дело в том, что без учета существования Комиссий в одностороннем порядке был поднят вопрос, подлежащий обсуждению Комиссий. Ссылка на "статус кво" не оправдана. К сожалению, именно сейчас вновь имело место нарушение "статуса кво". Высказанное пожелание закрепить то, что юридически не оформлено, есть новый шаг в имеющейся реальной ситуации. Кроме того, как широко известно, реальный "статус кво" включает присутствие на территории Иерихонского монастыря монашествующих не только Московского Патриархата, но и Русской Зарубежной Церкви. И наконец, в свою очередь, уже раньше захват монастырей в Иерихоне и Хевроне при употреблении насилия со стороны палестинской администрации Я. Арафата оценивался на Святой Земле как нарушение "статуса кво" в составе святых мест в Палестине. Это нарушение "статуса кво" чрезвычайно обеспокоило и возмутило как Иерусалимский Патриархат, так и многих других христиан в Палестине.

Процесс диалога с Московским Патриархатом был начат в Германской епархии именно Преосвященнейшим Архиепископом Марком уже в 1993 году. Диалог этот длился несколько лет, согласно благословению Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, но он был сорван захватом монастыря в Хевроне летом 1997 года. Участники диалога в декабре 1997 выступили с Заявлением, подчеркивая обоюдостороннее желание продолжать плодотворное общение. В январе 2000 г. последовал захват монастыря в Иерихоне. Несмотря на это новые шаги в сторону возобновления диалога были Русской Зарубежной Церковью предприняты во второй половине 2000 года. В этом контексте рассуждения о новом "статусе кво" и рекомендации прикрыть некоторые темы, не приемлемы.

С обеих сторон изначально подчеркивалось, что работа Комиссий будет трудоемкой. Это оправдывается сейчас. Но меньше всего нужны новые попытки оправдания политики недавних лет, способствующие подрыву доверия. Ими наносятся новые раны. Данный пример показывает, насколько необходимы бережность и осмотрительность. И особенно работе Комиссий необходима молитвенная поддержка.

Н.А. Охотин,

Директор по связям с общественностью при Архиерейском Синоде и Нью-Йоркский представитель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Вопрос о статусе церковной собственности в Палестине не несет угрозы переговорам с РПЦЗ(Л), считают в Московской патриархии.

(Интерфакс – ИТАР-ТАСС - Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Москва)

Официальный представитель ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов заявил в интервью “Интерфаксу”, что процедура юридического оформления земельных участков в Хевроне Иерихоне не несет угрозы переговорному процессу с РПЦЗ(Л). Поскольку эти участки перешли МП в 1997 и 2000 гг., т. е. до того, как переговорный процесс начался, никто не предполагал, что “их нынешний статус будет вновь поставлен под вопрос, а его юридическая фиксация вызовет проявления озабоченности”.

По мнению о. Николая Балашова, “важно отказаться от старых имущественных споров, и исходить из признания реальности, сложившейся ко времени начала переговоров”.

О. Николай Балашов дал интервью “Интерфаксу” по поводу протеста, выраженного пресс-службой РПЦЗ(Л) против юридического закрепления собственности РПЦЗ(Л) в Святой Земле, захваченной в 1997 и 2000 гг. Московской патриархией с помощью военных Палестинской автономии.