среда, ноября 08, 2006

Клирик РПЦ МП о. Л. С. Еще одна точка зрения на объединение РПЦ МП и РПЦЗ(Л)

Взгляд изнутри Московского патриархата

Выскажу и я кратко свой взгляд на всю эту канву объединения РПЦ МП и Русской Православной Церкви заграницей под омофором Митрополита Лавра (РПЦЗ(Л)). В целом, я не претендую на полное и достоверное отображение событий. Я просто брал информацию из СМИ, слухи от знакомого духовенства, а все остальное додумывал сам, сопоставляя имеющиеся факты.

С моей точки зрения, причиной ускоренного процесса этого сближения невольно стал сам Патриарх Алексий II, а точнее – весьма плачевное состояние его здоровья. По слухам, у него рак горла (вспомните, как странно и с надрывом он говорит), плюс еще ряд старческих недомоганий, что скрывается от общественности. Один из серьезных кризисов его здоровья случился в 2002 году, когда его вообще чуть было не "списали". Тогда перед руководством ФСБ (бывший КГБ) очень остро встал насущный вопрос о следующем Патриархе, и там, наконец-то, озаботились этой проблемой.

Надо отметить, что сами по себе дореволюционные российские и советские спецслужбы ранее никогда не обладали собственным мнением – они всегда были послушным орудием в руках власти и следовали идеологическим указаниям "сверху". Сегодня, когда волею судеб ФСБ напрямую владеет властью, православие в нашей стране стало одним из важных составляющих пресловутой "национальной идеи" и государству выгодно иметь при себе крепкую и красивую Церковь, а потому ФСБ сейчас работает во благо Церкви.

Итак, ФСБ озаботилась кандидатурой следующего Патриарха. И тут их ждало жестокое разочарование (у них еще с советских времен имеется регулярно пополняемое объемное досье со всей подноготной на всех архиереев, как бывших, так и нынешних) – наиболее возможные кандидаты были либо криминальными личностями, либо весьма либерально настроенными (и тоже не без грехов), что как раз противоречило планируемой властью концепции Церкви. Получилась полная, простите, ерунда, ибо "запасной" Патриарх нужен уже вот-вот, а из своих все, мягко говоря, недостойные. Тут-то как раз и появился на сцене архимандрит Тихон (Шевкунов), неофициальный глава неофициальной же группы традиционалистов в Московской патриархии, с присущей им всем филоРПЦЗшной наклонностью во взглядах (их еще за спиной называли "внутренней РПЦЗ"). Он-то и присоветовал обратить свой взор на зарубежных иерархов. ФСБ никакого досье на тех не имела, а со стороны архимандрита Тихона присутствовала крайняя идеализация зарубежников, впрочем, свойственная, в той или иной мере, всем патриархийным традиционалистам. Поскольку здоровье Патриарха Алексия II было в весьма плачевном состоянии, то процесс объединения двух Церквей (а значит и получение нового кандидата в Патриархи, чистого, не из нашего болота) со стороны Москвы был форсирован. Именно поэтому встречаться с зарубежными иерархами поехал президент собственной персоной (сам бывший агент КГБ), и в Москве почти никто не сомневался, что объединение пройдет в ближайшие два-три месяца, а руководство РФ, повторюсь, пристально отслеживало и форсировало этот вопрос.

Следует заметить, что в самой патриархии (в "левой" и "центристской" ее части) тогда были весьма недовольны грядущим процессом объединения. Сам Патриарх (центрист по взглядам) весьма язвительно спросил у архимандрита Тихона поле его первого визита к зарубежникам: "Ну что, видел своего будущего Патриарха?", о чем сам Тихон в конфиденциальной беседе впоследствии и рассказывал. И Патриарх Алексий II, и митрополит Кирилл (Гундяев), который был напуган перспективой утраты своего влияния за рубежом как главы ОВЦС МП (ведь тогда никто не представлял себе, как будет решен вопрос о статусе и полномочиях Зарубежной Церкви после объединения), пытались некоторыми провокационными действиями сорвать процесс объединения.

Например, сам Патриарх сразу же после первого визита нашей делегации к зарубежникам инициировал и провел награждение церковными орденами некоторых сотрудников ФСБ и ветеранов Комитета госбезопасности, а ведь общеизвестно весьма "нервное" отношение РПЦЗшников к нашим спецслужбам. Так что, это была отнюдь не благодарность Патриарха, как полагали некоторые. Но подобные "реверансы" со стороны патриархии очень быстро прекратились.

Но вот прошли некоторые восторги первых дней, ФСБ плотнее поработало с зарубежниками и выяснилось, что РПЦЗ(Л) не такая хорошая, как ее описывал архимандрит Тихон. Вот тут мне уже сложно говорить однозначно о причинах такого разочарования, ибо никаких контактов ни в среде зарубежного духовенства, ни в ФСБ я не имею, а в среде патриархийного духовенства слухи ходят самые разные. В частности, говорится о полном безволии Митрополита Лавра, о больших трениях и противодействии внутри самой РПЦЗ(Л), о низком уровне их образования и раскольнических тенденциях. Но, как бы там ни было, факт остается фактом - ФСБ разочаровалась в идее выдвижения кандидатуры Патриарха из среды зарубежников. И тут же всякое давление с ее стороны на процесс объединения прекратилось, и дальнейшее продвижение этого процесса полностью легло на плечи самой МП. Тем более, что нынешний Патриарх от болезни несколько оправился, и жесткая потребность в преемнике на некоторое время отложилась. Именно поэтому Путин больше не встречается с иерархами РПЦЗ(Л) и не делает никаких заявлений по поводу объединительного процесса, предоставив попам самим разбираться в хитросплетениях церковной политики.

Естественно, ФСБ в результате пришло к тому, с чего начало – к отсутствию наследника на патриарший престол. Тогда они решили взяться за наиболее перспективного (с их точки зрения) архиерея - главу ОВЦС МП митрополита Кирилла (Гундяева) и как следует откорректировали его позицию (именно с этим связана столь резкая и внешне необоснованная перемена во взглядах у владыки Кирилла за последние два года – с либеральной на умеренно-консервативную), начав его понемногу пиарить.

В связи с портретом митрополита Кирилла следует заметить, что он, в первую очередь, политик, потом бизнесмен и лишь в третью (если не в четвертую или более) очередь, – православный епископ, что весьма сильно отражается на его поведении. (Впрочем, очередность двух первых позиций может быть переставлена – от перемены этих двух слагаемых, как и в арифметике, результат не меняется). Об этом могут свидетельствовать люди, близко его знающие.

Итак, помяните мое слово - независимо от результата объединения МП и РПЦЗ, следующим Патриархом у нас будет митрополит Кирилл (Гундяев). Естественно, это при условии, что за грядущее время ничего особенного не произойдет и все останется как есть сейчас.

Лично я по своим взглядам более всего склоняюсь на сторону т. н. "лояльной оппозиции внутри РПЦЗ(Л)" по отношению к объединительному процессу. Я признаю необходимость и даже неизбежность этого объединения и очень надеюсь, что РПЦЗ(Л) сможет положительно повлиять на МП в вопросах членства последней во Всемирном совете Церквей и окончательного разбора ситуации с митрополитом Сергием (Страгородским).

Увы, судя по всему, этого не случится. Эти "недоразумения" останутся неразрешенными, а дальнейшую судьбу Зарубежной Церкви, при условии более серьезной, нежели простое поминовение Патриарха за Литургией, зависимости РПЦЗ(Л) от Москвы, я предсказать не берусь.