пятница, октября 27, 2006

Митрополит Валентин вернулся из очередной поездки в США

(Вертоградъ, Нью-Йорк - Москва)

Первоиерарх РПАЦ Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин совершил 13-24 октября архипастырский визит в США, где в юрисдикции Российской Церкви находятся викарий Суздальской епархии Епископ Павловский Андрей (Маклаков), три священника и диакон.

Встречаясь с духовенством и мирянами РПАЦ в США, Первоиерарх Российской Церкви неоднократно высказывал пожелание помочь клирикам РПЦЗ(Л), выступающим против "воссоединения" с МП, сохранить верность Истинному Православию через присоединение к РПАЦ. «Что касается встречи с членами РПЦЗ, я пожелал бы встретиться как с ними, так и со всеми остальными, кто хотел бы встретиться со мною во время моего визита», — приводит слова Митрополита Валентина иподиакон Нафанаил Капнер. Однако в ходе визита Первоиерарха РПАЦ в США не состоялось ни одного чиноприема клириков.

Одной из целей визита в США Митрополита Валентина были консультации с американскими врачами по поводу состояния его здоровья.

Вселенский патриарх так и не смог войти в Эсфигменский монастырь

(Esfigmenou.Com - Вертоградъ, Афины)

Константинопольский патриарх Варфоломей, находившийся с пастырским визитом на Горе Афон и намеревавшийся посетить едва ли не все монастыри Святой Горы, так и не смог войти в Эсфигмену. 21октября он совершил водосвятный молебен на территории, прилегающей к Эсфигменскому монастырю. Братия монастыря отказалась пустить патриарха на территорию, поэтому полиция срезала для патриарха замок на воротах постройки, принадлежащей Эсфигмену, рядом с монастырем.

Ранее греческое правительство направило на Афон 150 греческих «омоновцев» — вооруженных полицейских специального подразделения, — планируя расчистить путь Константинопольскому патриарху в единственный афонский монастырь, не находящийся в общении с Константинопольской патриархией. Однако братия монастыря была настроена на решительное сопротивление, и представитель министра иностранных дел Греции Феодорос Кассимис вынужден был отменить штурм.

Очевидно, что Константинопольская патриархия и греческое правительство будут искать новых путей для захвата Эсфигмену. На сайте монастыря http://www.esphigmenou.com указаны номера факсов и телефонов официальных лиц Греции, куда братия монастыря просит направлять протесты против насильственных действий.

Редакционный совет православного журнала «Вертоградъ» увеличился на три человека

(Вертоградъ, Москва — Санкт-Петербург)

Дмитрий Бирюков, Сергей Суворов и Екатерина Шелковникова вошли в редакционный совет православного журнала «Вертоградъ».

Дмитрий Бирюков родился в Санкт-Петербурге в 1978 году. Закончил Санкт-Петербургский технический университет, а затем — Высшую религиозно-философскую школу. Работает редактором в издательстве Санкт-Петербургского университета. Составитель и редактор ряда книг по святоотеческой тематике. Пишет кандидатскую диссертацию на кафедре истории философии СПбГУ.

Сергей Суворов родился в Москве в 1970 г. Окончил редакционно-издательский факультет Московской Государственной Академии Печати. В 1990-1997 гг. работал корреспондентом РИА «Новости». Занимался освещением вооруженного конфликта в Чечне, неоднократно выезжал в зону боевых действий. С 1993 года является старостой храма Св. Царя-Мученика Николая II, что на Головинском кладбище в Москве.

Екатерина Шелковникова родилась в Санкт-Петербурге в 1974 г. Закончила Санкт-Петербургский институт богословия и философии. Много путешествовала, жила в Европе и Америке, занималась языками: переводами и преподаванием. С 2005 г. снова живет в Петербурге, работает помощником директора издательства Санкт-Петербургского университета.

Редакционный совет православного журнала «Вертоградъ» состоит теперь из семи человек: Дмитрий Бирюков, Вера Земскова, мон. Ксения (Митренина), мон. Кассия (Сенина), Александр Солдатов (главный редактор), Сергей Суворов, Екатерина Шелковникова.

суббота, октября 21, 2006

Накануне приезда патриарха Варфоломея на Афон греческие власти планируют устроить силовую акцию против зилотского монастыря Эсфигмену

(Esfigmenou.Com – Портал-Credo.Ru - Вертоградъ, Афины)

Греческое правительство намерено в ближайшие дни направить в Спасо-Вознесенский монастырь Эсфигмену на Святой Горе Афон вооруженные полицейские подразделения, чтобы силой выдворить братию из обители, сообщил 19 октября сайт монастыря. Эсфигмену является единственным из 20 крупных афонских монастырей, который до сих пор отказывается поминать Вселенского патриарха-экумениста. В середине 1960-х годов на Афоне возникло значительное движение "непоминающих", но постепенно, под воздействием силовых и финансовых мер, все монастыри, кроме Эсфигмену, возобновили поминовение главы официального Константинопольского патриархата.

Как сообщалось ранее, в Греции идет судебный процесс по делу Эсфигмену, которое еще не рассмотрел апелляционный суд.

Константинопольский патриарх Варфоломей, совершающий поездку по Греции, посетит Афон 21-22 октября, где он в частности планирует укрепить недавно созданное "альтернативное" братство Эсфигмену. Как отмечает монастырский сайт, "игнорируя законное братство Эсфигмену, которое существует уже в течение 1500 лет, патриарх пытается переписать историю и просто отказать братству в существовании. Вместо того чтобы пригласить законных монахов Эсфигмену к диалогу, о котором они неоднократно просили, патриарх игнорирует их и оказывает давление на греческое правительство, чтобы оно распорядилось об изгнании монахов. Он участвует в диалоге со всеми другими религиями, но с братьями - православными христианами общается не с помощью слов, а с помощью давления".

Митрополит Кирилл (Гундяев) заявляет, что Катакомбная Церковь прекратила свое существование в 1930-е годы

(Интерфакс – Вертоградъ, Москва)

Катакомбная церковь действительно существовала в Советском Союзе в 1920-1930-е годы, однако уже к началу Великой Отечественной войны никаких структур катакомбных церквей в России не действовало, заявил Глава Отдела внешних церковных связей МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл 18 октября, отвечая на вопросы студентов в ходе лекции в МГУ.

При этом митрополит Кирилл умолчал о гонениях против Катакомбной церкви, которые совершались на протяжении всего существования советской власти. РПЦЗ установила общение с одной ветвей гонимой Церкви после смерти в 1976 году катакомбного архиепископа Антония. Тогда первоиерах РПЦЗ святой Митрополит Филарет принял под свой омофор 14 катакомбных священников, окормлявших приходы по всей России, но в России оставалось и множество других катакомбных структур и приходов.

«Сегодняшние псевдоцерковные организации, называющие себя "катакомбными", играют роль маргиналов церковной жизни, и для Русской церкви исключено стремление к воссоединению с подобными радикально оппозиционными по отношению к ней структурами», - так передает Интерфакс выступление митрополита Кирилла перед студентами.

"Сегодня возникают маргинальные группы, которые принимают на себя этот бренд (катакомбной церкви - "Интерфакс"), чтобы придать некую значимость своей "миссии", - заявил владыка Кирилл.

По его мнению, "эта маргинализация является абсолютно естественным процессом в любом обществе", и "в Церкви также допустимо разномыслие, без него не может быть движения вперед… Но радикальная церковная оппозиция - это уже не оппозиция, а воинственная враждебность по отношению к Церкви", - заявил представитель МП.

Основной задачей для Московского патриархата, по словам председателя Отдела внешних церковных связей, является сегодня "восстановление единства с Русской зарубежной церковью", преодоление исторически возникших разногласий, которые никак нельзя назвать расколом.

Но при этом, отметил митрополит Кирилл, Русская православная церковь "никогда не будет стремиться к воссоединению с так называемыми "катакомбными церквами".


"Они ("катакомбные церкви" - "Интерфакс") будут и дальше заниматься своим фольклором - Бог с ними, пусть этот клуб по интересам присутствует", - добавил митрополит Кирилл в заключение.

пятница, октября 13, 2006

Одесская и Запорожская епархии РПЦЗ(Л) официально сообщили о прекращении поминовения Митрополита Лавра за богослужением

(Офиц.Сайт Одесской и Запорожской епархий – «Портал-Credo.Ru» - Вертоградъ, Одесса /Украина/)

«Мы вынуждены, до окончательного разъяснения вопроса, воздержаться от возношения Вашего имени на богослужениях», -- говорится в обращении участников чрезвычайного собрания Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ(Л) от 12 октября к первоиерарху этой церкви митрополиту Лавру. Это решение не является разрывом отношений, подчеркивается в обращении, которое размещено на официальном сайте епархий.

В Обращении указывается, что это решение вызвано тем, что Синод РПЦЗ(Л) утвердил 7 октября «Акт о каноническом общении» с МП. «Тем самым наш Синод перечеркнул все прежние документы (признал их "яко не бывшими") многочисленных наших Соборов и Синодов, в которых выражалась надежда на то, что руководство Московской Патриархии откажется от сергианства и участия в экуменическом движении и этим устранит причины разделения в Русской Церкви. Напротив, войдя в состав МП, мы сами делаемся причастны этим грехам, поскольку не посчитали их препятствием для единства», -- говорится в обращении.

Чрезвычайное собрание Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ(Л) состоялось 12 октября, в день обретения св. Мощей свт. Иоанна Шанхайского, в Одесском Свято-Михайловском епархиальном доме. На нем присутствовало 27 представителей епархий, а также гости из других епархий РПЦЗ. На собрании был зачитан доклад протоиерея Валерия Алексеева об экуменизме. По результатам собрания большинством голосов (при двух воздержавшихся) были приняты Обращение к Первоиерарху РПЦЗ(Л) митрополиту Лавру (читать здесь) и Резолюция собрания. Их подписали Епископ Агафангел, 28 клириков двух епирхий и игумения Александра (Чернявская), настоятельница монастыря, недавно переехавшего из Ишима в Одессу.

Собрание единодушно высказалось за то, что необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить единство РПЦЗ(Л).

В связи с приближающимся днем тезоименитства митрополита Оропосского Киприана (15 октября), было решено направить ему поздравление от лица всех присутствующих.

Обращение участников чрезвычайного епархиального собрания Одесской и Запорожской епархий к Первоиерарху РПЦЗ(Л) митрополиту Лавру

Ваше Высокопреосвященство, дорогой о Господе Владыка Лавр!


С великой скорбью узнали мы о том, что Архиерейский Синод 7 сентября принял решение о вхождении в состав Московской Патриархии, утвердив на своем заседании "Акт о каноническом общении".

Тем самым наш Синод перечеркнул все прежние документы (признал их "яко не бывшими") многочисленных наших Соборов и Синодов, в которых выражалась надежда на то, что руководство Московской Патриархии откажется от сергианства и участия в экуменическом движении и этим устранит причины разделения в Русской Церкви. Напротив, войдя в состав МП, мы сами делаемся причастны этим грехам, поскольку не посчитали их препятствием для единства.

Став единым телом с Московской Патриархией, пребывающей в расколе, организованном богоборцами в 1927 году, мы подпадаем под анафему Поместного Собора 1918 года и Патриарха Тихона, поскольку МП всегда подчеркивала, и подчеркивает по сей день, свое единство с советским народом и правительством, поднявших меч на народ Божий. Став единым телом с нераскаявшейся Московской патриархией, мы разделяемся с Первоиерархами и лучшими представителями нашей Зарубежной Церкви, а также с Новомучениками и Исповедниками, не принявшими предательской декларации митрополита Сергия (Страгородского). Также подпадаем под собственную анафему экуменизму.

Мы своими руками перечеркиваем саму надежду на то, что руководство Московской Патриархии когда либо предпримет столь ожидаемые нами шаги. Мы утрачиваем моральное право наставлять свою паству, поскольку свидетельствуем, что исторический путь РПЦЗ и Новомучеников и Исповедников был ошибочным, или, в лучшем случае, "альтернативным".

Синод не принял во внимание то, что ему Собором не были даны полномочия утверждать этот Акт. Синод не счел нужным посчитаться с Резолюцией IV Всезарубежного Собора и вообще с теми многочисленными чадами РПЦЗ, которые не против объединения с МП, но только объединения на основе Истины, но никак не компромисса. Даже не посчитались с Вашим, дорогой Владыка, мнением, о том, что экуменизм остается препятствием для нашего единства, которое Вы высказывали еще в июне этого года. По нашему глубокому убеждению, своим прискорбным деянием Синод отошел от духовного наследия Русской Православной Церкви Заграницей и Катакомбной Церкви в Отечестве, фактически признав ошибочной экклесиологию отцов РПЦЗ и Новомучеников и Исповедников, а их образ действий в период недавних гонений на православие не вполне соответствующим должному поведению истинных христиан в сложившейся в то время ситуации. Иначе как отступлением и отречением от призыва к исповедничеству и мученичеству за Христа во времена гонений на Церковь, мы это назвать не можем.

С искренней сердечной болью, в надежде, что Господь в последний момент все же удержит нашу Церковь от непоправимого шага, мы вынуждены, до окончательного разъяснения вопроса, воздержаться от возношения Вашего имени на богослужениях.

Хотим подчеркнуть, что это не есть разрыв отношений, — к этому действию нас подвигает пример прекративших поминовение св. Патриарха Тихона, после принятия им ошибочного решения о введении нового календаря; пример не принявших декларации 1927 года, но и не отвергавших митр. Сергия (Страгородского) как заместителя Местоблюстителя, а также ближайший пример сербского архимандрита Иустина (Поповича), прекратившего поминовение своего Патриарха в знак неприятия проводимой тем экуменической политики, но в то же время остававшегося в Сербской Церкви.

Мы ожидаем, что Вы, как Первоиерарх, воспользуетесь своим правом, изложенном в Положении о Русской Православной Церкви Заграницей в Пр. 38: "Первоиерарх пользуется правом протеста в тех случаях, когда он признает, что постановленные Архиерейским Синодом решения не соответствуют благу и пользе Церкви".

Мы предприняли последний доступный нам шаг, в рамках нашей о Христе общности и любви к Вам, дорогой Владыка, в котором может выразиться наше несогласие с совершенным Синодом действием.

Мы отдаем себе отчет в том, что, принимая во внимание уже проделанную работу богоборческих сил по ликвидации нашей Церкви (которая началась с момента ее возникновения в 1921 году и не прекращается по сей день), наша надежда теперь только на чудо Божие.

Однако мы будем вместе с Вами, Владыко, до тех пор, пока эта надежда жива.


Вашего Высокопреосвященства искренние молитвенники


+Епископ Агафангел



Присутствовавшие на епархиальном собрании:



Архимандрит Иоанн (Зиновьев)
Протоиерей Валерий Алексеев
Протоиерей Владимир Фастович
Игумен Георгий (Кравченко)
Протоиерей Василий Икизли
Игумен Парфений (Гринюк)
Иеромонах Арсений (Манько)
Иерей Василий Демченко
Иерей Леонид Пляц
Иерей Игорь Яворский
Иерей Александр Петренко
Иеромонах Илларион (Дмитриев)
Иеромонах Андриан (Замлинский)
Иерей Владимир Павленко
Иеромонах Иосиф (Калоев)
Иерей Александр Мартыненко
Иеромонах Николай (Завьялов)
Иерей Андрей Трачук
Иерей Александр Яресько
Иеромонах Ермоген (Петров)
Иерей Олег Слободяник
Иерей Георгий Росляков
Иерей Виталий Морозов
Игуменья Александра (Чернявская)



Поддержавшие это обращение клирики Одесской и Запорожской епархий:



Иеромонах Панкратий (Свирида)
Иерей Валентин (Бондарь)
Иерей Георгий (Бойко)
Иерей Димитрий Зиновьев
Иеродьякон Дула (Патоска)



Поддержавшие обращение клирики других епархий РПЦЗ:



Дьякон Михаил Буряков

Резолюция Епархиального собрания Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ(Л).

Собравшиеся в Богоспасаемом граде Одессе в день памяти свт. Иоанна Шанхайского в присутствии иконы с частицей его св. Мощей, участники чрезвычайного епархиального собрания Одесской и Запорожской епархий с прискорбием констатировали, что наша Русская Зарубежная Церковь стоит на грани разделения из-за желания части ее представителей немедленного объединения с пребывающей в расколе, инициированном богоборцами в 1927 году, Московской Патриархией.

Мы все искренне желаем единства Русской Церкви, однако считаем, что время для него пока не наступило. Известные всем препятствия, разделяющие нас, на сегодняшний день не устранены.

Мы также не приемлем путь соединения двух частей Церкви, который предложен в "Акте о каноническом общении", по которому РПЦЗ становится автономной частью МП. Мы не можем признать патриарха Алексия II главой всей Русской Православной Церкви, поскольку таковым его может избрать только Поместный Собор РПЦ, который после 1918 года не созывался. Ни РПЦЗ, ни МП не могут самостоятельно объявить себя полнотой Церкви.

Наше епархиальное собрание поддерживает епископа Агафангела, предложившего следующий путь нашего будущего объединения: "Мы можем временно, до созыва Поместного Собора, взаимно признать или не признать законность существования тех или иных частей Церкви с существующим у них церковным возглавлением, при условии признания отсутствия на сегодняшний день легитимно избранной Высшей Церковной Власти.

По достижении единомыслия по вопросам экуменизма и сергианства, и взаимного признания главенства в РПЦ грядущего Поместного Собора, мы можем установить евхаристическое общение, не создавая при этомобщее высшее управление".

Наше епархиальное собрание обращается к Синоду с просьбой рассмотреть это предложение, поскольку мы убеждены, что принятие его убережет нашу Церковь от раскола и переведет процесс сближения в спокойное конструктивное русло.

В то же время, если сторонники быстрого объединения добьются окончательного принятия и подписания Акта, это приведет к тому, что часть РПЦЗ прекратит свое существование (лишится возможности проводить Всезарубежные Соборы и получит свое высшее возглавление в виде возглавления МП) и сольется с МП, а другая часть вынуждена будет созвать V Всезарубежный Собор, который один полномочен определить форму ее дальнейшего существования.

Мы продолжаем верить, что, при наличии доброй воли всех наших архиереев, Русская Зарубежная Церковь может избежать самого крупного, за всю свою историю, разделения.

+Епископ Агафангел

Присутствовавшие на епархиальном собрании:

Архимандрит Иоанн (Зиновьев)
Протоиерей Валерий Алексеев
Протоиерей Владимир Фастович
Игумен Георгий (Кравченко)
Протоиерей Василий Икизли
Игумен Парфений (Гринюк)
Иеромонах Арсений (Манько)
Иерей Василий Демченко
Иерей Леонид Пляц
Иерей Игорь Яворский
Иерей Александр Петренко
Иеромонах Илларион (Дмитриев)
Иеромонах Андриан (Замлинский)
Иерей Владимир Павленко
Иеромонах Иосиф (Калоев)
Иерей Александр Мартыненко
Иеромонах Николай (Завьялов)
Иерей Андрей Трачук
Иерей Александр Яресько
Иеромонах Ермоген (Петров)
Иерей Олег Слободяник
Иерей Георгий Росляков
Иерей Виталий Морозов
Игуменья Александра (Чернявская)

Поддержавшие это обращение клирики Одесской и Запорожской епархий:

Иеромонах Панкратий (Свирида)
Иерей Валентин (Бондарь)
Иерей Георгий (Бойко)
Иерей Димитрий Зиновьев
Иеродьякон Дула (Патоска)

Поддержавшие обращение клирики других епархий РПЦЗ:

Дьякон Михаил Буряков

12 октября 2006 года

понедельник, октября 09, 2006

Вышла книга Игумена Григория (Лурье) «История византийской философии»

(Вертоградъ, Санкт-Петербург)

Издательство Axioma выпустило книгу Игумена Григория (Лурье) по истории византийской философии:

В. М. Лурье (при участии В. А. Баранова). История византийской философии. Формативный период. — СПб., Axioma, 2006. — XX+553 с.

Предисловие и полное оглавление книги доступны на сайте издательства:

http://www.axioma.spb.ru/z_byz_phil/contents.htm

Игумен Григорий (В.М. Лурье) — клирик РПАЦ, автор многих работ по патристике и истории Церкви, главный редактор журнала патрологии, критической агиографии и церковной истории «Scrinium».

В.А. Баранов — историк и искусствовед, один из ведущих мировых специалистов по иконоборчеству, автор многочисленных публикаций.

Чрезвычайное Епархиальное собрание Одесской епархии РПЦЗ(Л) назначено на 12 октября

(Офиц.сайт Одесской епархии - Вертоградъ, Санкт-Петербург)

На 12 октября - день обретения мощей свт. Иоанна Шанхайского - епископом Таврическим и Одесским Агафангелом (Пашковским) назначено Чрезвычайное Епархиальное собрание Одесской епархии РПЦЗ(Л) в одесском Свято-Михайловском епархиальном доме. Как сообщает официальный сайт епархии, на собрании "предстоит обсудить ситуацию, возникшую в связи с утверждением нашим Синодом "Акта о каноническом общении" с РПЦ МП.

Всем священнослужителям епархии, объединяющей приходы РПЦЗ(Л) в Украине, Беларуси и Молдове, правящий архиерей предписал приехать в Одессу накануне, 11 октября. В 16.00 будет отслужено Всенощное бдение, а на следующий день — Божественная литургия, после которой и пройдет собрание.

12 сентября епископ Агафангел выступил с официальным Замечанием, в котором он поддержал позицию двух других иерархов РПЦЗ(Л) - архиепископа Илариона и епископа Гавриила - по вопросу о несогласии с утверждением Архиерейским Синодом этой Церкви "Акта о каноническом общении" с МП.

Обозреватель "Радио Канада" Евгений Соколов рассказал о прощании с Митрополитом Виталием

"Портал–Сredo.Ru": Невзирая на то, что владыка Виталий был уже в самых преклонных летах, известие о его кончине все же прозвучало неожиданно…

Евгений Соколов: Да, это так и было. Всю неделю перед кончиной он чувствовал себя как обычно. В свой последний вторник еще сдавал кровь в больнице, что было рутинной проверкой, а в ночь с субботы на воскресенье владыке стало плохо. Он, правда, не хотел ехать в больницу, но пришлось. Там ему стало лучше. И далее на все вопросы о самочувствии владыка отвечал, что чувствует себя хорошо. Разумеется, его все же соборовал и причастил отец Андрей Грицко из Галифакса. С воскресенья при Митрополите Виталии все время находился епископ Владимир (Селищев), который прочёл и отходную, когда 25 сентября, в понедельник, в 10:45, владыке неожиданно стало хуже. Скончался он очень быстро и безболезненно, предсмертная агония продолжалась не более десяти секунд…

– Вы были на прощании с владыкой? Как оно прошло?

– Тотчас же по получении известия о кончине митрополита Виталия в Мансонвилль вылетели из Европы протоиереи Вениамин Жуков и Николай Семёнов. Они участвовали и в панихиде по владыке Митрополиту. Разумеется, отпевание не было таким торжественным, каким, например, было отпевание предшественника владыки Виталия митрополита Филарета, но это вполне понятно. Но всё же много было священников из разных юрисдикций, в том числе и отец Константин Федоров из России, а также одна игуменья из Калифорнии. От РПЦЗ(Л) были отец Георгий Лаогдич (Монреаль) и отец Вячеслав (настоятель прихода святой блаженной Ксении в Оттаве). Кстати, в Оттавском приходе (в уставе которого написано, что в этой церкви – а она построена на частные средства одного из прихожан – не могут поминать советского Патриарха, сейчас усиливаются протесты по поводу предстоящей унии РПЦЗ(Л) с РПЦ МП. Там зреет раскол. Больше никого от РПЦЗ(Л) не было. А от РИПЦ пришел отец Георгий Цап с матушкой, но сразу же после панихиды они уехали. Это и понятно, потому что страсти по поводу их ухода из РПЦЗ(В) в РИПЦ в "ломовской" церкви (так некоторые называют церковь святого Серафима Саровского, настоятелем которой является отец Андрей Ломов) были нешуточные. Правда, сам отец Андрей и его дьякон Алексей Фимин делали вид, что "отступников" не замечают. Но когда один из иподьяконов владыки Виталия с 35-летним стажем (также ушедший под омофор Главы РИПЦ владыки Тихона) позвонил отцу Андрею справиться по поводу кончины Митрополита, то получил в довольно грубой форме совет искать информацию в той Церкви, в которую он ходит. Но я бы также отметил и другое – довольно удивительное. Прихожане некогда одной церкви – РПЦЗ – были рады встретиться после долгой разлуки. Ведь всех связывает общее прошлое, в том числе даже вот и постройка Свято-Преображенского скита, у которого похоронили владыку Митрополита.

– То есть не рядом с его матерью, которая ведь тоже лежит в этой земле?..

– Лидия Андреевна (урожденная Стопчанская) похоронена в самом начале кладбища. А Митрополита Виталия похоронили у наружной стены храма, рядом с владыкой Сергием (Киндяковым), архимандритом Нафанаилом (Белоноговым) и отцом Стефаном (Новицким) – почившими многолетними членами Братства Иова Почаевского. Сегодня из старых членов этого Братства остался лишь один брат Серафим.

– При отпевании гроб был открыт?

Гроб был открыт, разумеется, но лицо, как и положено при отпевании архиерея, было закрыто. Потом, когда все простились, гроб поместили в большой металлический саркофаг, который и опустили в могилу. И когда прихожане стали бросать горсти земли в могилу владыки Виталия, хор запел "Боже, Царя храни!" Поручение исполнить гимн дал один из священников, кажется, отец Вениамин Жуков. Ну, а потом были поминки.

– Что же теперь будет с РПЦЗ(В)?

– О, об этом очень трудно говорить. Ибо не осталось заместителя Первоиерарха. Он не был назначен. Конечно, себя таковым считает архиепископ Антоний (Орлов), но кто его признает в зарубежье? Так что он и собор созывает в России и, наверное, там и будет создавать свою "Церковь". А в зарубежье?... Старший по хиротонии – епископ Владимир (Селищев), но он не заместитель Первоиерарха, и в таком случае ситуация получается неканоничной для избрания главы Церкви. Пока имя владыки Владимира поминают за богослужениями, и он - знающий человек, но вряд ли обладающий качествами лидера, необходимыми в столь сложный момент. Но решать будет Архиерейский Собор. И, как Вы понимаете, владыка Варфоломей избран быть не может – он тяжело болен, владыка Бэлцкий Антоний находится в России, и у него просто нет опыта руководства Церковью.

– Говорят, что владыка Антоний, который был душеприказчиком новопреставленного Митрополита Виталия, будет отстаивать и права на осиротевший Свято-Преображенский скит?

– Он был опекуном, но вряд ли ему удастся удержать скит, в котором пока остаются Людмила Роснянская и брат Серафим (он, возможно, уедет к своей сестре во Францию), в соперничестве с РПЦЗ (Л).

– Наверное, теперь состоятся переходы из РПЦЗ(В) в другие юрисдикции?

– Вряд ли, потому что позиции верных РПЦЗ(В) весьма радикальны. В отличие от тех, кто пребывает в РПЦЗ(Л). Есть слухи о том, что кто-то из Джорданвилля уже планирует уйти в РИПЦ. И вообще несогласных с унией РПЦЗ(Л) – РПЦ МП становится все больше. Все они очень надеются, что устоят несколько архиереев и не всё будет потеряно. Другие пути пока открыто не обсуждаются. И какого-то организованного и продуманного движения тоже пока нет. Хотя были отдельные коллективные письма, о которых все знают, были и личные письма правящим архиереям. А так – всё больше разговоры.

– Так что, в известном смысле мы можем говорить о том, что с уходом Митрополита Виталия ушла и РПЦЗ?..

– В известном смысле, да. Он был уникальной личностью. Подлинно харизматической. Он был истинным монархистом, который застал старую Россию, который помнил Царя-Мученика и Царскую Семью…

Беседовал Алексей Феоктистов,
для "Портала–Credo.Ru"