понедельник, марта 19, 2007

Схиархимандрит Теодор (Петровский), настоятель храма ИПЦ в Берлине

об Обращении Диомида, разрушителе Марке и о выходе из церковного кризиса

Схиархимандрит Теодор (Петровский) родился в 1942 году в Дюссельдорфе. Был настоятелем монастыря преп. Феодора Студита в Аттике (Коринд, Греция). Настоятель храма преп. Симеона Столпника в Берлине, находящегося в юрисдикции "хризостомовского" Синода Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) Греции.

"Портал-Credo.Ru": Отец Теодор, уже вторую неделю в различных СМИ обсуждают Обращение епископа РПЦ МП Диомида, называя автора "динамитом" и сравнивая действие письма с взорвавшейся бомбой. Что Вы сами думаете по поводу этого письма?

Схиархимандрит Теодор: Мне трудно судить издали. Я ознакомился с некоторыми интерпретациями этого письма в российских источниках информации, не очень удивился, что большинство версий о причинах написания письма – конспирологические. Ведь совсем недавно еще в РПЦ МП ни одно решение не принималось без одобрения государства, и ни для кого это не было секретом. Даже простые священники, приезжавшие служить на Запад после войны, становились агентами государства. Да они и сами этого не скрывали! Помнится, был священник в Берлине, выехавший с женой и двумя детьми. Мне русские эмигранты говорили, что не будут с ним водить знакомство, поскольку с женой и детьми выпускают только информантов. Я тогда спросил его, правда ли это, и он воскликнул: "Конечно, правда, иначе меня бы не выпустили!"

Но в основном люди, которые от МП сюда приезжали, сами по себе производили отталкивающее впечатление, особого желания с ними общаться не появлялось. И, как священники, они часто и открыто позволяли себе недопустимые вещи, о которых и вспоминать не хочется! Единственным приятным среди них человеком был отец Вадим Гришин. У него родной брат занимал высокую должность в правительстве СССР, и поэтому, думаю, его выпустили без условий сотрудничества. Это был очень хороший человек, выучился на физика, а потом уверовал, его жена решила, что он "сошел с ума" и развелась после этого, он приехал сюда один.

Возвращаясь к Вашему вопросу, хочу сказать: происхождение и преобладание конспирологических теорий мне понятны. Больше удивляет и радует, что есть и неконспирологические теории, что кто-то допускает: внутри РПЦ МП могли родиться здоровые силы и честные лидеры. Мне бы тоже хотелось на это надеяться, но суждений о мотивах, приведших к написанию письма, нет - поскольку до сего дня не приходилось ничего слышать о епископе Диомиде. Впрочем, мотивы и не важны, мне кажется, что Господь попустил это письмо в ответ на полное предательство Синода Русской Зарубежной Церкви - чтобы те, кто остались верны Церкви, не впадали в полное отчаяние, а обнадежились для дальнейшего стояния в Истине.

- Вы говорите, что среди священников РПЦ МП Вам попадались в основном "плохие люди". А в РПЦЗ были одни "хорошие"?

- Конечно, нет! Я пришел в РПЦЗ 15-летним мальчиком и всему поначалу меня учили пожилые русские женщины, "бабушки", как их называли. Среди них было много ярких личностей, большинство самых ярких отчего-то звали "Ольгами"... Помню, была одна Ольга, которая пекла просфоры для нашей церкви. Она мне рассказывала, что когда бежала от большевиков из Одессы, то корабль их должен был припортоваться в Турции. А она была красавица и модница, носила шляпки с большими полями, курила папироски с длинным мундштуком. И она очень боялась во время пути, что когда корабль станет у берегов, то ее возьмет к себе в гарем какой-нибудь турок, и весь путь молилась так, как до этого ни разу не молилась. И дала обет, что если не попадет к турку, то будет всю жизнь скромно одеваться и печь просфорки для церкви, где бы она ни была. И она сдержала свое слово, всю жизнь пекла просфорки для церкви и ходила на службы. Правда, церковно-славянский не очень понимала, и однажды, попав на немецкую православную службу, радостно говорила: "Наконец-то я поняла, что означает "паки и паки"!" Очень трогательная была женщина. Или наша Ольга, преставившаяся в прошлом году. Она была дочерью священника из Средней России. Отца ее большевики расстреляли, когда началась война, она была 18-летней девушкой, дала себя угнать на работы в Германию, а когда война кончилась, поменяла фамилию, уехала на запад Германии и смогла спрятаться от большевиков, которые всех силком возвращали обратно. Так их боялась, что всю жизнь прожила под чужой фамилией, работала преподавательницей в институте.

Мне довелось в юности пожить в монастыре, созданном святителем Иоанном Шанхайским в Гааге! О чем и говорить, я видел многих замечательных людей, благодаря которым европейские народы стали возвращаться к православию, настоящих миссионеров и подвижников. Но в Зарубежной Церкви есть и ужасные люди. Я думаю, архиепископ Марк и о. Николай Артемов и не сравнятся с теми функционерами из РПЦ МП, что приезжали все эти годы в Германию. Марк очень холодный и расчетливый человек, готовый "идти по трупам". Я не раз видел, как он заводил дела с греческими, болгарскими, румынскими старостильниками, в обход своего священноначалия, а затем, когда потребность в этих старостильниках у него пропадала, бросал их очень жестко, как вещь.

- Да, много подобных рассказов ходит об архиепископе Марке...

- Я слышал всегда жалобы от непосредственных участников событий. И сейчас Марком двигает властолюбие, вынуждая его говорить и делать то, ярым противником чего он недавно еще выступал. Ведь сохранились и все его прежние речи. Если сопоставить их с нынешними, будет видно, насколько бесстыдно человек может лгать. Я вообще считаю, что Германия виновата изрядно в Русской Революции, это мы послали Ленина в запломбированном вагоне и снабдили его деньгами. После этого к лицу ли немцу вмешиваться во внутренние российские дела, а тем более разрушать Российскую Церковь? Я считаю, что Марк, как немец, должен вообще был скромнее всех остальных архиереев держаться при этих событиях, а он развил такую активность, что всех других заткнул за пояс. И это человек, который имеет протестантское крещение, доучившийся до ассистента профессора и бросивший дальнейшее образование ради церковной карьеры. Думается, что после объединения архиереи РПЦ МП его выбросят так же, как он до этого бросал ставших ненужными людей.

Но что Марк, меня удивили остальные архиереи РПЦЗ, среди них не нашлось ни одного исповедника. Мне кажется, ситуация параллельна с той, что была после Второй мировой. Людьми овладело словно бы ослепление, они не сопротияляясь идут на заклание, как тысячи и тысячи до них, поверившие после войны заверениям, что Церковь в СССР уже не притесняется и поехавшие прямиком в лагеря и на смерть. Ведь постоянно посылаются знаки, могущие остановить на пути к гибели: то откровенная и наглая ложь архиереев с подтасовками и играми с подписями, то вот Сурожская епархия как последний предупредительный звонок, но большинство уже не остановить...

И это предательство не только по отношению к Зарубежной Церкви. В РПЦ МП сейчас много молодых, чистых людей, которые надеялись, что РПЦЗ при объединении будет твердо настаивать на осуждении сергианства и экуменизма, но и они оказались преданы архиереями РПЦЗ. А ведь в своем экуменизме они уже и не стесняются, и не прикрываются. У нас в Берлине в немецкоязычной православной общине большинство причастников – католики. Им не отказывают в причастии, лишь бы была отчетность, что есть община.

Я надеюсь, что письмо епископа Диомида придаст новые силы тем, кто не собирается идти на компромиссы с верой и Церковью. В результате именно они выйдут победителями из этой борьбы, как всегда бывало на протяжение всей истории христианства.

- Что Вы посоветуете этим людям?

- Пусть не отчаиваются. Даже если не только их епископы, но и священники и большинство людей в общине решили присоединиться к "мировому православию", а сами они не знают, к какой российской ИПЦ присоединиться, поскольку там везде проблемы теперь, не вызывают доверия у многих дробящиеся юрисдикции и распри в недавно еще едином Синоде Митрополита Виталия, или неканоничные указы Митрополита Валентина, - даже в такой ситуации не следует отчаиваться. Господь не оставит. В самом начале, когда я ушел к грекам и у нас в Берлине еще не было общины греческих старостильников, и не было священника, мы вдвоем с одним нашим прихожанином арендовали подвал под храм, и в течение полутора лет вдвоем служили, пока община не стала расширяться. Мне кажется, очень важно для этого арендовать помещение, а не служить у кого-то на дому, так у людей больше собранности появляется, и миссионерское значение больше. Или же можно, если есть наши храмы поблизости, присоединиться к нам. Вот в Нью-Йорке к нам уже присоединилась из РПЦЗ первая русскоязычная община с настоятелем о. Томасом Маоретта, во имя св. Иоанна Шанхайского. Церковь наша не русская или греческая, а единая Святая, Соборная и Апостольская.

А со временем я надеюсь на возрождение Российской Поместной Церкви. Ведь у меня предки по отцу были русские, среди них есть и убитый во времена большевиков священник Петровский. С годами я чувуствую все большее внутреннее родство с русскими и любовь к России.

Беседовала Нуне Барсегян