четверг, марта 15, 2007

Обращение епископа РПЦЗ(Л) Агафангела по поводу прошедшего в Москве XI Всемирного русского народного собора

Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Лавру,
митрополиту Нью-Йоркскому и Восточноамериканскому,
Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей,
Председателю Архиерейского Синода РПЦЗ,
Епископа Таврического и Одесского Агафангела


Я, с некоторым запозданием, узнал, что в Москве с 5 по 7 марта проходил XI Всемирный Русский Народный Собор. Участниками этого Собора были представители государственных органов Российской Федерации, лидеры политических партий, творческих союзов и прочих объединений, а также бизнесмены и иные, представляющие самих себя, люди. Были также представители религиозных организаций — насколько мне известно: православных, старообрядцев, мусульман и иудеев. Членом этого Собора был также и представитель Русской Православной Церкви Заграницей.

На этом форуме ставились и обсуждались насущные для России вопросы, и я, конечно же, приветствую подобные встречи, консолидирующие общество, укрепляющие государственность и способствующие преодолению вражды, в том числе и религиозной. Но только в случае, если подобное собрание носит сугубо светский, гражданский характер.

Меня весьма смутила одна черта этого Собора. А именно, то, что он проходил в храме Христа Спасителя под председательством предстоятеля МП. То есть, в храме, посвященном Христу, собрались в качестве уважаемых участников и гостей Собора, в том числе те, кто не верят в Пречистый Образ Христа, или же Его искажают и даже те, кто прямо отрицают Его Искупительную Жертву. Мы хорошо помним слова Спасителя: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их" (Мф 18.20). Христос не мог быть посреди этого собрания, поскольку собрано оно было не во имя Его. Собор начался с общей молитвы. Кому молились участники Собора — ведь не Христу же? Богу Отцу, обращаться к которому возможно, по мнению Алексия II, озвученному им в речи к раввинам Нью-Йорка в 1991г., как православным, так и иудеям (и, по логике этих рассуждений, также мусульманам)? Но разве можно разделить Отца и Сына и Духа Святого, разделить Троицу единосущную и нераздельную? Значит, и не Богу Отцу. Тогда кому же? Я не буду приводить здесь каноны, извергающие из Церкви тех, кто дерзнет молиться с еретиками. Они известны. Но ведь здесь речь идет уже даже не о еретиках, а об иноверцах. Вправе ли мы отрицать духовную и мистическую сторону происходившего действа? Не отречение ли это, пусть невольное и неявное, от Христа? Ведь это есть, по сути, тот экуменизм, против которого всегда выступала наша Церковь. Теперь же мы сами оказались в числе участников экуменической молитвы. Я знаю, что наш представитель не мог принять участие в этом мероприятии и читать доклад без благословения на то Синода. Я остаюсь в надежде, что произошло все это по недоразумению, и что наш Синод даст исчерпывающую оценку происшедшего скорбного события и заверит наших пасомых в том, что впредь в подобных мероприятиях наши представители смогут участвовать только в том случае, если они будут носить исключительно светское, но не религиозное, значение. Получается, если нам быть последовательными, на следующий подобный Собор, если его решат провести в мечети или синагоге, следует также направить своего представителя? Нашу Церковь всегда безпокоила проблема экуменизма, что нашло свое отражение в Резолюции IV Всезарубежного Собора и мы всегда ожидали, что Московская Патриархия выйдет из этого еретического движения. Вместо этого, наверное, ради единства с МП, мы теперь сами фактически вступили в экуменизм.

Еще раз повторюсь, что я не против подобных форумов, но только если проводиться они будут в рамках гражданских акций. Тот же самый Собор можно было бы созвать в каком ни будь гражданском зале собраний и провести без общих молитв. Перенесение же таких мероприятий в церковную ограду, и придание им сакрального значения, на мой взгляд, недопустимо и даже кощунственно. Мы переступили черту, за которую православным переступать погрешительно.

Поскольку то, что произошло, транслировалось и публиковалось во всевозможных СМИ, и смутило, к сожалению, совесть многих православных верующих, я также вынужден опубликовать открыто, к Вам как Председателю Архиерейского Синода РПЦЗ, настоящее обращение.

С надеждой на понимание,
оставаясь верным послушником Русской Зарубежной Церкви
+ Епископ Агафангел

Одесса, 25.02/10.03.2007г.,
Свт. Тарасия, архиепископа Царьградского.