вторник, мая 22, 2007

Обращение Временного Церковного Совета РПАЦ ко всем истинно-православным христианам русской традиции в связи с отпадением РПЦЗ(Л)

Историческое событие, которого истинно-православные во всем мире ждали с тревогой и негодованием, совершилось. 17 мая, на праздник Вознесения Господня, предстоятель официальной части РПЦЗ митрополит Лавр подписал акт о безоговорочной капитуляции перед сергианско-экуменической Московской патриархией. Хотя Зарубежная Церковь и многочисленные церковные юрисдикции, возникшие на ее основе, подошли к этому дню в уже разделенном состоянии, случившееся переживается всеми как катастрофа, как окончательное крушение того строя русской церковной жизни, который сложился в ХХ веке.

Замкнулся исторический круг - непродолжительный по меркам истории, но необычайно насыщенный историческими событиями. РПЦЗ прекратила свое существование прямо накануне 80-летия печальной памяти "декларации" митрополита Сергия (Страгородского), расколовшей Российскую Церковь.

Случившееся означает, что расстановка сил в нашей Поместной Церкви радикально меняется. Уходит со сцены главный противовес Московской патриархии, каковой, по привычке, все еще считалась РПЦЗ. Кто же преемствует ее традиции, наследует неповрежденную православную веру после крушения исторической РПЦЗ?

Попытки избежать надвигающейся катастрофы, сохранить неповрежденную веру и каноническое преемство предпринимались истинно-православными в России еще с начала 90-х гг. Одной из таких попыток было образование Малого Собора Епископов, объединившегося в 1995 году вокруг старшего по хиротонии в соответствующей группе иерархов Епископа Валентина (Русанцова). На РПАЦ возлагались большие надежды истинно-православными в разных странах мира, однако сформированный Епископом (позднее - Митрополитом) Валентином Синод продемонстрировал невежество и пренебрежение к священным канонам, породив хаос и разруху в церковном управлении. Вопреки собственному церковному Уставу, который до последнего времени держался в секрете и не публиковался, Суздальский Синод восхитил права архиереев РПАЦ, поскольку выступал от их имени, но не был ими законно сформирован на законном Соборе. В условиях РПАЦ, Синод - это исполнительный орган Собора, который в действительности никогда не созывался. Таким образом, статус Суздальского Синода оказался еще более сомнительным, чем статус Синода митрополита Сергия (Страгородского), который объявлял себя не органом Собора, а совещанием архиереев при заместителе Местоблюстителя.

Канонические нарушения и проблемы с легитимностью власти Суздальского Синода постепенно привели к тому, что этот Синод перестал справляться с церковным управлением и не смог адекватно отреагировать на новые вызовы времени, связанные с крушением РПЦЗ. Его противоречивые решения не только создали канонический и административный беспорядок внутри РПАЦ, но и сделали невозможным нормальный диалог нашей Церкви с другими "осколками" РПЦЗ, желающими сохранять Истинное Православие. РПАЦ, будучи одной из самых многочисленных ИПЦ русской традиции, оказалась на обочине процесса "собирания осколков" РПЦЗ.

Однако Суздальский Синод, как и все остальные истинно-православные Синоды русской традиции, не представляет всей Полноты Поместной Российской Церкви, а является временно самоуправляющейся ее частью во главе с Малым Собором. Этот орган - Малый Собор - на языке канонического права можно назвать временным Собранием Епископов ("африсма" - по правилу 87 Карфагенского Собора). Участие каждого Епископа в таких Собраниях, согласно указанному правилу Карфагенского Собора, сугубо добровольно и мотивировано практическими обстоятельствами и личной ответственностью Епископа за судьбу своей Церкви. В том случае, если такое временное Собрание допускает грубые ошибки, канонические нарушения (каковые, например, допускал Синод при митрополите Сергии, запрещая и перемещая архиереев), то каждый Епископ волен самостоятельно принимать решение о своем неподчинении такому Собранию. Так и поступили почти все почитаемые нашей Церковью Новомученики и Исповедники Российские - например, священномученик Иосиф Петроградский, отделившийся от сергиевского Синода как раз после незаконного смещения своего с Петроградской кафедры. Подобные примеры знает и более ранняя церковная история - так, в эпоху временного распада Византийской империи после захвата Константинополя крестоносцами в XIII веке, в разных самоуправляющихся частях империи образовалось несколько Малых Соборов, которые стали временной Высшей Церковной Властью для каждой из этих частей империи. При этом иерархи свободно переходили из одного Малого Собора в другой, не подвергаясь за это каноническим прещениям, поскольку единой, признанной всеми частями империи, Высшей церковно-административной власти тогда не существовало.

Подобная ситуация сложилась и в нашей Российской Церкви после ликвидации законных органов высшего церковного управления. После исчезновения всех канонических катакомбных иерархий в России, многие истинно-православные в нашей стране стали воспринимать Архиерейский Синод РПЦЗ как единственный орган высшей церковной власти во всей нашей Церкви и возносить имя первоиерарха РПЦЗ как главы Церкви. Но то было признание первенства чести, а не первенства власти. Ведь сама РПЦЗ всегда исповедала себя лишь как "временно самоуправляющуюся часть" Российской Церкви, но не как Российскую Церковь в целом.

Кризис, связанный с Суздальским Синодом, - не единичный пример среди истинно-православных Церквей русской традиции, преемственно связанных с РПЦЗ и Катакомбной Церковью. Однако во многих из этих Церквей (Малых Соборов, или временных Архиерейских Совещаний) есть Епископы, которые не участвуют в канонических нарушениях своих Синодов и открыты к диалогу с другими "осколками" РПЦЗ. Начало этого процесса - в возношении нашими Епископами за Богослужением имен других, единомысленных с ними в вере Епископов, которые взаимно признают епископское достоинство друг друга.

Объединение таких Епископов становится основой для воссоздания иерархии единой Поместной Российской Церкви, для восстановления Высшей Церковной Власти в ней. Основой такого объединения в рамках нашего Малого Собора является Преосвященный Епископ Челябинский Севастиан. Первые контакты с представителями других "осколков" РПЦЗ показывают, что диалог с ними на этой основе дает нам серьезную надежду на последующее объединение. Всероссийский Поместный Собор станет завершением процесса, состоящего из ряда более мелких Соборов - например, Всезарубежного, в котором примут участие многие из ныне существующих "осколков" РПЦЗ.

Разделение - всегда результат греха, поэтому без покаяния невозможно его преодоление, то есть объединение. Как признают сейчас представители разных "осколков" РПЦЗ, все они, в той или иной степени, внесли вклад в разделение. Мы ощущаем потребность перед началом процесса собирания нашей Церкви принести покаяние в самопревозношении, презрении к нашим братьям, уничижении их, в своем соучастии в ошибках отдельных епископов и групп. Искренне приносим извинения нашим единоверным братьям, принадлежащим к Истинному Православию русской традиции.

Теперь нет другого выбора, кроме объединения. С крушением исторической РПЦЗ наши Церкви остались один на один с мировой апостасией, с торжествующей ересью экуменизма. Мы не должны больше противиться процессу объединения, потому что история может не дать нам другого шанса. А через историю со Своим народом говорит Сам Бог.

Временный Церковный совет РПАЦ(при Епископе Севастиане)

Председатель - Игумен Григорий.
Заместитель Председателя - Борис Редькин.
Управляющий делами - Александр Солдатов.
Секретарь - Монахиня Ксения.
Члены Совета.

17 мая 2007 г.,Вознесение Господне