понедельник, марта 19, 2007

Двое архимандритов "Каллиникитского" Синода ИПЦ Греции присоединились к старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия

(Вертоградъ, Браил \Румыния\)

Два новых клирика - архимандрит Ефрем (Хугентоблер) и архимандрит Лаврентий (Мурейра) - присоединились к Аугсбургской и всея Германии епархии, входящей в состав старообрядческой Белкриницкой митрополии с центром в Браиле (Румыния). Белокриницкая митрополия исторически является первой по частью кафедрой старообрядчества, с ней состоит в общении Московская митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Оба принявших русское старообрядчество клирика принадлежали ранее к " Каллиникитскому" Синоду Истинно-Православной (старостильной) Церкви (ИПЦ) Греции, возглавляемому митрополитами Макарием (Кавакидисом) и Евфимием (Орфаносом).

Чин присоединения двух бывших старостильных клириков к старообрядчеству совершил глава епархии епископ Амвросий (Герцог), рукоположенный в РПСЦ, но позже перешедший в юрисдикцию Белокриницкой митрополии в Браиле. Ранее Амвросий (Герцог) сам был епископ ИПЦ Греции, но его приняли в РПСЦ через Крещение, совершив позже иноческий и новое рукоположение во все священные степени. По некоторым сведениям, при чиноприеме сан, полученный в ИПЦ Греции, не был признан епископом Амвросием.

О. Ефрем (Хугентоблер) проживает в швейцарском городе Вальд, а о. Лаврентий (Мурейра) – в бразильском городе Форта-Леза. В церковном календаре, выпущенном "Каллиникитским" Синодом в 2007 году, эти клирики еще числились в числе клириков этой Церкви, хотя уже в течение десяти лет не имели никаких контактов со своим священноначалием в Греции.

Путин приложился к мощам св. Николая и осмотрел здания, которые будут изъяты у РПЦЗ(Л) и переданы МП

(Вертоградъ — РИА "Новости", Бари \Италия\)

Владимир Путин в сопровождении премьер-министра Италии Романо Проди посетил вечером 14 марта собор Святого Николая в Бари, где покоятся мощи святого Николая Чудотворца.

Российский президент в сопровождении Проди осмотрел Собор Святого Николая, построенный в 11-12 вв. Перед тем, как пройти в собор, Путин и Проди осмотрели статую Святого Николая работы российского скульптора Зураба Церетели.

Неподалеку расположен и комплекс русской православной церкви в Бари, который был построен на средства российских жертвователей в 1913 году. В 30-е годы прошлого века он был передан мэрии города русскими эмигрантами-членами Российского палестинского общества из-за отсутствия средств для поддержания церкви в нормальном состоянии.

Начиная с 1940-х годов, в храме совершала богослужения община РПЦЗ. В конце 1990-х годов мэрия Бари отдала в ведение Московского патриархата верхний храм и ряд жилых помещений, однако нижний храм остался у "зарубежников".

Ныне Путин высказал "заинтересованность России" в возвращении всего комплекса русской православной церкви в Бари в российскую собственность и «восстановлении исторической справедливости» через последующую передачу храма Московской патриархии.

Передача в собственность РПЦ МП оставшейся части храмового комплекса Святителя Николая облегчит прием многочисленных паломников из России, считает представитель Московского патриархата при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион. "Хотелось бы надеяться, что вопрос о передаче храма в собственность Русской Православной Церкви будет решен положительно, так как это станет восстановлением исторической справедливости", - заявил епископ Иларион в интервью "Интерфаксу" в понедельник, 12 марта.

Поправка к рассылке новостей номер 597

В предыдущей рассылке новостей номер 597 указывалось, что диакон Николай Станошек вышел из состава РПАЦ. После нашей рассылки имя Диакона Николая вновь было добавлено на официальную страницу РПАЦ в США. Но теперь он записан как клирик прихода св. Афанасия Великого в Техасе, настоятелем которого является отец Илия Гриир. Однако приход св. Василия Кинешемского в списке приходов РПАЦ в США так и не был восстановлен.

Схиархимандрит Теодор (Петровский), настоятель храма ИПЦ в Берлине

об Обращении Диомида, разрушителе Марке и о выходе из церковного кризиса

Схиархимандрит Теодор (Петровский) родился в 1942 году в Дюссельдорфе. Был настоятелем монастыря преп. Феодора Студита в Аттике (Коринд, Греция). Настоятель храма преп. Симеона Столпника в Берлине, находящегося в юрисдикции "хризостомовского" Синода Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) Греции.

"Портал-Credo.Ru": Отец Теодор, уже вторую неделю в различных СМИ обсуждают Обращение епископа РПЦ МП Диомида, называя автора "динамитом" и сравнивая действие письма с взорвавшейся бомбой. Что Вы сами думаете по поводу этого письма?

Схиархимандрит Теодор: Мне трудно судить издали. Я ознакомился с некоторыми интерпретациями этого письма в российских источниках информации, не очень удивился, что большинство версий о причинах написания письма – конспирологические. Ведь совсем недавно еще в РПЦ МП ни одно решение не принималось без одобрения государства, и ни для кого это не было секретом. Даже простые священники, приезжавшие служить на Запад после войны, становились агентами государства. Да они и сами этого не скрывали! Помнится, был священник в Берлине, выехавший с женой и двумя детьми. Мне русские эмигранты говорили, что не будут с ним водить знакомство, поскольку с женой и детьми выпускают только информантов. Я тогда спросил его, правда ли это, и он воскликнул: "Конечно, правда, иначе меня бы не выпустили!"

Но в основном люди, которые от МП сюда приезжали, сами по себе производили отталкивающее впечатление, особого желания с ними общаться не появлялось. И, как священники, они часто и открыто позволяли себе недопустимые вещи, о которых и вспоминать не хочется! Единственным приятным среди них человеком был отец Вадим Гришин. У него родной брат занимал высокую должность в правительстве СССР, и поэтому, думаю, его выпустили без условий сотрудничества. Это был очень хороший человек, выучился на физика, а потом уверовал, его жена решила, что он "сошел с ума" и развелась после этого, он приехал сюда один.

Возвращаясь к Вашему вопросу, хочу сказать: происхождение и преобладание конспирологических теорий мне понятны. Больше удивляет и радует, что есть и неконспирологические теории, что кто-то допускает: внутри РПЦ МП могли родиться здоровые силы и честные лидеры. Мне бы тоже хотелось на это надеяться, но суждений о мотивах, приведших к написанию письма, нет - поскольку до сего дня не приходилось ничего слышать о епископе Диомиде. Впрочем, мотивы и не важны, мне кажется, что Господь попустил это письмо в ответ на полное предательство Синода Русской Зарубежной Церкви - чтобы те, кто остались верны Церкви, не впадали в полное отчаяние, а обнадежились для дальнейшего стояния в Истине.

- Вы говорите, что среди священников РПЦ МП Вам попадались в основном "плохие люди". А в РПЦЗ были одни "хорошие"?

- Конечно, нет! Я пришел в РПЦЗ 15-летним мальчиком и всему поначалу меня учили пожилые русские женщины, "бабушки", как их называли. Среди них было много ярких личностей, большинство самых ярких отчего-то звали "Ольгами"... Помню, была одна Ольга, которая пекла просфоры для нашей церкви. Она мне рассказывала, что когда бежала от большевиков из Одессы, то корабль их должен был припортоваться в Турции. А она была красавица и модница, носила шляпки с большими полями, курила папироски с длинным мундштуком. И она очень боялась во время пути, что когда корабль станет у берегов, то ее возьмет к себе в гарем какой-нибудь турок, и весь путь молилась так, как до этого ни разу не молилась. И дала обет, что если не попадет к турку, то будет всю жизнь скромно одеваться и печь просфорки для церкви, где бы она ни была. И она сдержала свое слово, всю жизнь пекла просфорки для церкви и ходила на службы. Правда, церковно-славянский не очень понимала, и однажды, попав на немецкую православную службу, радостно говорила: "Наконец-то я поняла, что означает "паки и паки"!" Очень трогательная была женщина. Или наша Ольга, преставившаяся в прошлом году. Она была дочерью священника из Средней России. Отца ее большевики расстреляли, когда началась война, она была 18-летней девушкой, дала себя угнать на работы в Германию, а когда война кончилась, поменяла фамилию, уехала на запад Германии и смогла спрятаться от большевиков, которые всех силком возвращали обратно. Так их боялась, что всю жизнь прожила под чужой фамилией, работала преподавательницей в институте.

Мне довелось в юности пожить в монастыре, созданном святителем Иоанном Шанхайским в Гааге! О чем и говорить, я видел многих замечательных людей, благодаря которым европейские народы стали возвращаться к православию, настоящих миссионеров и подвижников. Но в Зарубежной Церкви есть и ужасные люди. Я думаю, архиепископ Марк и о. Николай Артемов и не сравнятся с теми функционерами из РПЦ МП, что приезжали все эти годы в Германию. Марк очень холодный и расчетливый человек, готовый "идти по трупам". Я не раз видел, как он заводил дела с греческими, болгарскими, румынскими старостильниками, в обход своего священноначалия, а затем, когда потребность в этих старостильниках у него пропадала, бросал их очень жестко, как вещь.

- Да, много подобных рассказов ходит об архиепископе Марке...

- Я слышал всегда жалобы от непосредственных участников событий. И сейчас Марком двигает властолюбие, вынуждая его говорить и делать то, ярым противником чего он недавно еще выступал. Ведь сохранились и все его прежние речи. Если сопоставить их с нынешними, будет видно, насколько бесстыдно человек может лгать. Я вообще считаю, что Германия виновата изрядно в Русской Революции, это мы послали Ленина в запломбированном вагоне и снабдили его деньгами. После этого к лицу ли немцу вмешиваться во внутренние российские дела, а тем более разрушать Российскую Церковь? Я считаю, что Марк, как немец, должен вообще был скромнее всех остальных архиереев держаться при этих событиях, а он развил такую активность, что всех других заткнул за пояс. И это человек, который имеет протестантское крещение, доучившийся до ассистента профессора и бросивший дальнейшее образование ради церковной карьеры. Думается, что после объединения архиереи РПЦ МП его выбросят так же, как он до этого бросал ставших ненужными людей.

Но что Марк, меня удивили остальные архиереи РПЦЗ, среди них не нашлось ни одного исповедника. Мне кажется, ситуация параллельна с той, что была после Второй мировой. Людьми овладело словно бы ослепление, они не сопротияляясь идут на заклание, как тысячи и тысячи до них, поверившие после войны заверениям, что Церковь в СССР уже не притесняется и поехавшие прямиком в лагеря и на смерть. Ведь постоянно посылаются знаки, могущие остановить на пути к гибели: то откровенная и наглая ложь архиереев с подтасовками и играми с подписями, то вот Сурожская епархия как последний предупредительный звонок, но большинство уже не остановить...

И это предательство не только по отношению к Зарубежной Церкви. В РПЦ МП сейчас много молодых, чистых людей, которые надеялись, что РПЦЗ при объединении будет твердо настаивать на осуждении сергианства и экуменизма, но и они оказались преданы архиереями РПЦЗ. А ведь в своем экуменизме они уже и не стесняются, и не прикрываются. У нас в Берлине в немецкоязычной православной общине большинство причастников – католики. Им не отказывают в причастии, лишь бы была отчетность, что есть община.

Я надеюсь, что письмо епископа Диомида придаст новые силы тем, кто не собирается идти на компромиссы с верой и Церковью. В результате именно они выйдут победителями из этой борьбы, как всегда бывало на протяжение всей истории христианства.

- Что Вы посоветуете этим людям?

- Пусть не отчаиваются. Даже если не только их епископы, но и священники и большинство людей в общине решили присоединиться к "мировому православию", а сами они не знают, к какой российской ИПЦ присоединиться, поскольку там везде проблемы теперь, не вызывают доверия у многих дробящиеся юрисдикции и распри в недавно еще едином Синоде Митрополита Виталия, или неканоничные указы Митрополита Валентина, - даже в такой ситуации не следует отчаиваться. Господь не оставит. В самом начале, когда я ушел к грекам и у нас в Берлине еще не было общины греческих старостильников, и не было священника, мы вдвоем с одним нашим прихожанином арендовали подвал под храм, и в течение полутора лет вдвоем служили, пока община не стала расширяться. Мне кажется, очень важно для этого арендовать помещение, а не служить у кого-то на дому, так у людей больше собранности появляется, и миссионерское значение больше. Или же можно, если есть наши храмы поблизости, присоединиться к нам. Вот в Нью-Йорке к нам уже присоединилась из РПЦЗ первая русскоязычная община с настоятелем о. Томасом Маоретта, во имя св. Иоанна Шанхайского. Церковь наша не русская или греческая, а единая Святая, Соборная и Апостольская.

А со временем я надеюсь на возрождение Российской Поместной Церкви. Ведь у меня предки по отцу были русские, среди них есть и убитый во времена большевиков священник Петровский. С годами я чувуствую все большее внутреннее родство с русскими и любовь к России.

Беседовала Нуне Барсегян

четверг, марта 15, 2007

Еще три американских клирика вышли из состава РПАЦ

(Вертоградъ, Нью-Йорк)

Еще три американских клирика вышли из состава РПАЦ. Архимандрит Ефрем (штат Нью-Джерси) отделился с монастырем св. Варвары, протоиерей Михаил Фреско (штат Калифорния) - с храмом св. Максима Исповедника, а диакон Николай Станошек (штат Колорадо) - с храмом св. Василия Кинешемского, исторически первым храмом РПАЦ на американском континенте.

По некоторым данным, архимандрит Ефрем уже рукоположен во епископа в одной из новостильных экуменических церквей. Ранее Митрополит Валентин неоднократно обещал его сделать вторым епископом РПАЦ в США (первым сегодня является викарий первоиерарха, епископ Павловский Андрей).

Сейчас в юрисдикции РПАЦ в США помимо епископа Андрея остаются четыре клирика. Это находящийся на покое протопресвитер Владимир Шишков, (по болезни он уже несколько лет не может совершать богослужения) протоиерей Фотий Розеборро в штате Вирджиния (он был рукоположен Митрополитом Валентином два года назад и вскоре после этого возведен в сан протоиерея), а также священники Илия Гриир в штате Техас и Исаак Хенке в штате Индиана. Двое последних были приняты в РПАЦ меньше года назад. Ранее они находились в новостильных экуменических церквах, где состояли под запрещением в священнослужении.

Несколько лет назад у РПАЦ в США было более двух десятков клириков. Нынешний распад РПАЦ в Америке связывают с крайне неудачной "кадровой политикой" Митрополита Валентина. Сначала он сделал епископом колорадского архимандрита с весьма спорной репутацией Григория Абу-Ассаля, а после того, как он покинул РПАЦ, возвел в епископский сан не обладающего административными способностями и также имеющего сложную репутацию о. Андрея Маклакова.

Состоялось последнее епархиальное собрание Одесской епархии РПЦЗ(Л) перед подписанием Акта о каноническом общении

(Офиц. Сайт Одесской епархии — Вертоградъ, Одесса)

В Свято-Михайловском епархиальном доме 6-7 марта прошло говение духовенства и епархиальное собрание Одесской епархии РПЦЗ(Л). Как сообщается на сайте епархии, 6 марта вечером прошло вечернее богослужение, а 7 марта - Божественная Литургия преждеосвященных Даров, которую возглавил епископ Таврический и Одесский Агафангел (Пашковский).

Затем, после трапезы, прошло годовое епархиальное собрание, на котором рассматривалось как общее положение, сложившееся в РПЦЗ(Л) накануне подписания Акта о каноническом общении с РПЦ МП, так и внутренние вопросы жизни епархии. Было решено образовать епархиальные комиссии - по работе с молодежью, а также певческую комиссию, которым поручено организовать и провести в этом году молодежный лагерь и певческий съезд.

Следующее епархиальное собрание решено провести вскоре после 17 мая - дня подписания Акта о каноническом общении. Эта епархия РПЦЗ(Л) настроена против объединения с МП, поскольку были нарушены условия объединения: никакого осуждения экуменизма и сергианства со стороны МП не последовало.

Торжество православия в кафедральном соборе РПЦЗ(Л) было отмечено

(Офиц. Сайт РПЦЗ(Л) — Вертоградъ, Мюнхен)

В праздник Торжества Православия 25 февраля в Мюнхенском соборе святых исповедников и новомученников российских РПЦЗ(Л) прошла очередная «Встреча православных хоров». Выступали хоры, представляющие различные церкви мирового православия (греческую, грузинскую, сербскую, румынскую, болгарскую и русскую), а также монофизиты — певчие армянской и коптской церквей.

Вступительное слово перед началом выступления сказал архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) (РПЦЗ).

«Встреча православных хоров» завершилась пением акафиста Божией Матери на греческом языке, который исполнили по заранее подготовленным тексту и нотам не только церковные певчие, но и все участники мероприятия (ок. 300 человек).

Обращение епископа РПЦЗ(Л) Агафангела по поводу прошедшего в Москве XI Всемирного русского народного собора

Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Лавру,
митрополиту Нью-Йоркскому и Восточноамериканскому,
Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей,
Председателю Архиерейского Синода РПЦЗ,
Епископа Таврического и Одесского Агафангела


Я, с некоторым запозданием, узнал, что в Москве с 5 по 7 марта проходил XI Всемирный Русский Народный Собор. Участниками этого Собора были представители государственных органов Российской Федерации, лидеры политических партий, творческих союзов и прочих объединений, а также бизнесмены и иные, представляющие самих себя, люди. Были также представители религиозных организаций — насколько мне известно: православных, старообрядцев, мусульман и иудеев. Членом этого Собора был также и представитель Русской Православной Церкви Заграницей.

На этом форуме ставились и обсуждались насущные для России вопросы, и я, конечно же, приветствую подобные встречи, консолидирующие общество, укрепляющие государственность и способствующие преодолению вражды, в том числе и религиозной. Но только в случае, если подобное собрание носит сугубо светский, гражданский характер.

Меня весьма смутила одна черта этого Собора. А именно, то, что он проходил в храме Христа Спасителя под председательством предстоятеля МП. То есть, в храме, посвященном Христу, собрались в качестве уважаемых участников и гостей Собора, в том числе те, кто не верят в Пречистый Образ Христа, или же Его искажают и даже те, кто прямо отрицают Его Искупительную Жертву. Мы хорошо помним слова Спасителя: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их" (Мф 18.20). Христос не мог быть посреди этого собрания, поскольку собрано оно было не во имя Его. Собор начался с общей молитвы. Кому молились участники Собора — ведь не Христу же? Богу Отцу, обращаться к которому возможно, по мнению Алексия II, озвученному им в речи к раввинам Нью-Йорка в 1991г., как православным, так и иудеям (и, по логике этих рассуждений, также мусульманам)? Но разве можно разделить Отца и Сына и Духа Святого, разделить Троицу единосущную и нераздельную? Значит, и не Богу Отцу. Тогда кому же? Я не буду приводить здесь каноны, извергающие из Церкви тех, кто дерзнет молиться с еретиками. Они известны. Но ведь здесь речь идет уже даже не о еретиках, а об иноверцах. Вправе ли мы отрицать духовную и мистическую сторону происходившего действа? Не отречение ли это, пусть невольное и неявное, от Христа? Ведь это есть, по сути, тот экуменизм, против которого всегда выступала наша Церковь. Теперь же мы сами оказались в числе участников экуменической молитвы. Я знаю, что наш представитель не мог принять участие в этом мероприятии и читать доклад без благословения на то Синода. Я остаюсь в надежде, что произошло все это по недоразумению, и что наш Синод даст исчерпывающую оценку происшедшего скорбного события и заверит наших пасомых в том, что впредь в подобных мероприятиях наши представители смогут участвовать только в том случае, если они будут носить исключительно светское, но не религиозное, значение. Получается, если нам быть последовательными, на следующий подобный Собор, если его решат провести в мечети или синагоге, следует также направить своего представителя? Нашу Церковь всегда безпокоила проблема экуменизма, что нашло свое отражение в Резолюции IV Всезарубежного Собора и мы всегда ожидали, что Московская Патриархия выйдет из этого еретического движения. Вместо этого, наверное, ради единства с МП, мы теперь сами фактически вступили в экуменизм.

Еще раз повторюсь, что я не против подобных форумов, но только если проводиться они будут в рамках гражданских акций. Тот же самый Собор можно было бы созвать в каком ни будь гражданском зале собраний и провести без общих молитв. Перенесение же таких мероприятий в церковную ограду, и придание им сакрального значения, на мой взгляд, недопустимо и даже кощунственно. Мы переступили черту, за которую православным переступать погрешительно.

Поскольку то, что произошло, транслировалось и публиковалось во всевозможных СМИ, и смутило, к сожалению, совесть многих православных верующих, я также вынужден опубликовать открыто, к Вам как Председателю Архиерейского Синода РПЦЗ, настоящее обращение.

С надеждой на понимание,
оставаясь верным послушником Русской Зарубежной Церкви
+ Епископ Агафангел

Одесса, 25.02/10.03.2007г.,
Свт. Тарасия, архиепископа Царьградского.

Канны: епископ Православной Церкви находится под следствием.

Вокруг фигуры Варнавы (Прокофьева), одного из основателей РПЦЗ(В), внезапно перешедшего в РПЦЗ(Л), не прекращаются скандалы

Преосвященный Варнава, епископ Православной Церкви в Каннах, оказался под следствием по поводу всплывших в ходе судебного разбирательства фактов о злоупотреблении доверием и об отмывке денег.

Одновременно с этим Владимиру Прокофьеву (таково его мирское имя) закрыт доступ в русскую церковь на бульваре Александра III. Ему также запрещено входить в священнический дом и в помещения Общества Св. Архангела Михаила, которое распоряжается местным имуществом.

"На меня надели наручники и отвели в тюрьму (задержание на 48 часов. — Ред.). Чрезвычайно неприятно, что у правосудия возникли вопросы относительно моей порядочности, но я считаю эти испытания необходимыми и ниспосланными Богом", — спокойно комментирует преосвященный Варнава.

Правосудие действительно интересуется происхождением и передвижениями фондов, которые совершались одно за другим после поступления от четырех русских дара в размере 400000 евро. Деньги, предназначенные на реставрацию церкви, были переведены преосвященным Варнавой на личный счет, по его собственному признанию. Из-за этого возникли жалобы части административного совета Общества.

"Они хотели забрать деньги себе, они думают, что это принадлежит им. Но Каннский храм служит не маленькому клубу, он для всех, — объясняет епископ, которого поддерживает часть общины. — Именно поэтому я поместил их в надежное место, а не для моего личного пользования".

За кулисами (как и в Ницце, в истории с базиликой св. Николая) угадываются разногласия, возникшие в православных общинах между теми, кто хочет сближения с Московским патриархатом (как преосвященный Варнава), и теми, кто этому противостоит. Среди последних — Мишель Рокиньи, с недавнего времени глава Общества, который поясняет: "Нам не сообщили, кто были эти дарители и когда деньги были переведены со счета на счет; между прихожанами возникло недоверие. Уже был случай в Биарице, когда один даритель перевел средства с намерением захватить церковь".

"NICE-MATIN": 10 марта 2007 г.
Перевод с французского "Портала-Credo.Ru"

понедельник, марта 12, 2007

Впервые опубликованы выдержки из устава РПАЦ, показывающие серьезные нарушения в организации церковной власти этой Церкви

(Вертоградъ, Суздаль)

Референт Архиерейского Синода РПАЦ игумен Феофан (Арескин) опубликовал 7 марта в своем "Живом журнале" в Интернете http://suzdalite.livejournal.com/23725.html выдержки из Устава РПАЦ, касающиеся принципов устройства Высшей церковной власти и, в частности, состава, компетенции и способа формирования Архиерейского Синода. В полном виде этот документ до сих пор нигде не опубликован, а руководство РПАЦ не считает целесообразным и безопасным предавать его гласности.

Устав был принят, как утверждает о. Феофан, в 1993 году, когда РПАЦ еще не существовала, а Суздальская епархия, положенная в основу структуры Церкви, входила в РПЦЗ. Изменения в Устав вносились в 1996 году, после административного обособления РПАЦ от РПЦЗ и возглавления ее Архиепископом (ныне - Митрополит) Валентином, и в 1998 году, после принятия нового закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Судя по всему, изменения номинально вносились Архиерейским Собором, однако нигде официально не публиковалась информация о проведении такового и никто из "старожилов" РПАЦ не может припомнить самого факта его проведения.

Высшему церковному управлению посвящен третий раздел Устава, который, в частности, гласит: "Высшим органом Церкви является Архиерейский Собор, возглавляемый Председателем Архиерейского Синода. В межсоборный период постоянно действующим руководящим органом Церкви является Архиерейский Синод, подотчетный Архиерейскому Собору". Уставом установлена и периодичность созыва Собора - раз в три года, однако об исполнении этого требования в РПАЦ ничего не известно - во всяком случае, в период после 1999 года Соборы не проводились.

Синод, согласно Уставу, "состоит из Председателя и двух постоянных членов в архиерейском сане, секретаря и очередных членов Синода из числа епархиальных архиереев Церкви, очередность и сроки работы которых в Синоде определяет Собор". Однако порядок избрания членов Синода в опубликованной части не оговорен, источники их полномочий остаются неизвестными. Несколько смутно говорится лишь о Председателе, которым сначала становится старейший по хиротонии архиерей, а затем, в случае его самоотвода или разногласия архиереев относительно вакантной должности Председателя, избирается Собором из трех старейших по хиротонии епархиальных архиереев. Неизвестно, каким Собором, когда и на какой срок были избраны нынешние члены Синода, кто является постоянными членами Синода, а кто - очередными, какова очередность и сроки их работы, избран ли секретарь.

Из содержания п. 3.10 Устава следует, что Синод не имеет права самостоятельно вносить изменения в Устав, а только "готовит" их для Собора, нет четкости и с вопросами "лишения сана" или отлучения от Церкви ее членов.

В п. 3.15 (о Председателе Архиерейского Синода), в противоречие с п. 3.12, говорится об "избрании" Председателя Синода (по смыслу п. 3.12, им автоматически становится старейший по хиротонии архиерей). Также п. 3.15 противоречит и п. 3.9, в котором утверждается, что Собор определяет сроки полномочий Председателя. В пункте же 3.15 говорится, что Председатель избирается пожизненно.

Греческий старостильный приход проведет в Чикагском университете конференцию об экуменизме

(“Romaiosyni” — Вертоградъ, Чикаго)

Конференция «Православие и современный экуменизм: богословские, экклисиологические и моральные проблемы» состоится 18 марта в университете Чикаго. Ее организаторы — печатное издание Греческой православной старостильной митрополии в Америке «Romaiosyni» и церковь св. Иоанна Предтечи в штате Иллинойс Греческой православной церкви «хризостомовского» Синода. Среди основных организаторов конференции — Леонид Питтос, старший сын настоятеля этого храма протоиерея Христоса Питтоса.

Конференция ставит целью начать диалог между православными об экуменизме, найти общие элементы традиционного православия в доступном и открытом обсуждении.

Организаторы конференции считают неправильным тот факт, что сегодня среди мирового православия обсуждаются интеркоммунион, открытость, взаимное признание и объединение различных неправославных деноминаций, в то время как между православными нет полноценного диалога, —тех, кто говорит о недопустимости участвовать в экуменическом движении, избегают и они маргинализированы как «фанатики».

Заявки на выступление подало немалое число докладчиков, также предполагается открытое обсуждение вопросов среди участников конференции и ее гостей.

2-5 тысяч долларов заплатят чада РПЦЗ(Л), желающие принять участие в торжествах по поводу подписания Акта о каноническом общении с МП

(Портал-Credo.Ru — Вертоградъ, Москва)

Началась запись мирян и клириков РПЦЗ(Л) на участие в паломнической поездке в Москву, для участия в мероприятиях, связанных с подписанием Акта о каноническом общении между РПЦЗ(Л) и МП. Как сообщается на официальном сайте РПЦЗ(Л), Митрополит Лавр, духовенство и певчие сводного хора РПЦЗ(Л) под управлением П.А. Фекулы отбывают в Москву 14 мая специальным рейсом Нью-Йорк - Москва. Записавшимся в паломничество будет предоставлена возможность лететь этим же рейсом.

Стоимость поездки – $2,1 тыс. (включает авиабилет в эконом классе, двухместный номер в гостинице, транспорт, питание, участие во всех богослужениях и др.). Бизнес классом – $4,9 тыс. (также включает гостиницу, транспорт, питание и т.д.). Места ограничены, однако их количество точно не сообщается. Дата возврата делегации в США – 21 мая. Клирики, записавшиеся на паломничество, будут включены в списки сослужащих на торжествах.

В РПЦЗ(Л) наложены новые прещения на клириков, выступающих против объединения с МП

(Портал-Credo.Ru — Вертоградъ, Москва)

Клирики РПЦЗ(Л), отрицательно относящиеся к грядущему 17 мая 2007 года "каноническому объединению" с МП, подвергаются гонениям и прещениям со стороны иерархов своих епархий, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru" в США.

Так, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев) запретил в служении диакона Олега Грицко по доносу о. Алексия Котара – другого клирика епархии, только за то, что он имел беседу с приехавшим из России в США председателем Синода Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ) Архиепископом Омским и Сибирским Тихоном (Пасечником). Архиепископ Кирилл, в частности, предъявил претензии диакону за то, что тот не поминает на богослужениях Патриарха Алексия II, хотя "Акт о каноническом общении" между двумя Церквами еще не подписан.

Архиепископ Сиднейский и Австралийский Иларион (Капрал) запретил в священнослужении сразу четверых клириков своей епархии: протоиереев Петра Семёвских, Иоанна Стукача, Михаила Константинова и иерея Владимира Цуканова. Причиной прещения стал переход этих священников в РИПЦ

понедельник, марта 05, 2007

Вместо Собора в РПЦЗ(В) проходит конференция клириков и мирян с неполным участием епископата

(Портал.Credo.Ru – Вертоградъ, Эдмонтон \Канада\)

Духовенство и миряне РПЦЗ(В) соберутся 3-4 марта, в церкви св. Владимира в канадском городе Эдмонтон (провинция Альберта) на свою североамериканскую конференцию, сообщил в интервью иподиакону Нафанаилу Капнеру (РПАЦ) священник этой Церкви Андрей Кенсис. После смерти Митрополита Виталия, последовавшей в сентябре прошлого года, жизнь этой "ветви" РПЦЗ была практически парализована, а внеочередной Собор, проанонсированный на "время после святок", так и не собрался. Тем временем значительная часть приходов РПЦЗ(В) в России признала юрисдикцию новоизбранного Митрополита Антония (Орлова), которая приняла название "Российская Православная Церковь".

Председательствовать на конференции в Эдмонтоне будут епископы Владимир (Целищев) и Варфоломей (Воробьев). В конференции также примут участие протоиерей Константин Федоров из Москвы, протоиерей Спиридон Шнайдер и священник Кристофер Джонсон, которые недавно были приняты в РПЦЗ(В) епископом Владимиром, вместе с их диаконом, Джоном Соммерсом, а также священник Евгений Санталов, священник Андрей Ломов, священник Андрей Хрычко, священник Кирилл Барт, диакон Сергий Агу, диакон Алексий Фимин и чтецы Вениамин и Илья. Некоторые приходы, временно оставшиеся без священника, пришлют на конференцию делегатов-мирян.

Как сообщил о. Андрей Кенсис, еще трое священников и один диакон из Северной Америки не смогут приехать, но будут "мысленно и молитвенно" находиться с собравшимися.

Вечером 3 марта состоится Всенощное бдение, а затем духовенство и миряне РПЦЗ(В) обсудят текущие дела своей Церкви. По словам о. Андрея, главным результатом этой встречи должно будет стать более видимое присутствие РПЦЗ(В) в Северной Америке для тех, кто ищет убежище в Церкви, о которой всегда знали, но не могут найти.

"Даже если мы ничего не достигнем, просто побыть вместе как братья и сестры во Христе после стольких лет трудов, борьбы, судебных процессов и страданий, причиненных ложными братьями, будет большим утешением", - заявил о. Андрей Кенсис.

"Оглядываясь назад, - сказал также о. Андрей, - я считаю теперь, что нам нужно было очиститься от гордости и страстей, чтобы быть достойным дара и наследства, которое Митрополит Виталий дал нам в 2001 году".

Вместе с тем, как стало известно корреспонденту "Портала-Credo.Ru", секретарь Синода РПЦЗ(В) парижский протоиерей Вениамин Жуков, много лет фактически управлявший делами этой Церкви, считает епископа Владимира "отпавшим от Церкви" и признает в качестве "первого по чести" иерарха РПЦЗ(В) епископа Антония (Рудея) из Молдовы. В случае подтверждения этой информации, можно будет говорить о новом расколе в РПЦЗ(В).

Кризис в «каллиникитском» Синоде ИПЦ Греции

(Омологитис– lj-iasidnev – Вертоградъ, Афины /Греция/)

«Каллиникитский» Синод ИПЦ Греции в сентябре 2006 г. покинули два епископа – Нифонт Пирейский и Арефа Критский. В своем письме Синоду от 15 сентября они сообщили, что намерены состаться автономними и не присоединяться к другим синодам. В декабре 2006 г. Синод под председательством Митрополита Макария запретил ушедших епископов в служении.

Епископ Нифонт оформлял приходы этой Церкви в США. Его клирики предпочли перейти в РПЦЗ(В) и в «хризостомовский» Синод ИПЦ Греции.

В январе 2007 г. преданы суду американские священники Джозеф Сандерланд, Стивен Аллен, Джордж Пуллас и диаконы Пол Браун, Сергей Бултер и Джон Сомерс (John Somers).

Кроме того, в декабре 2006 года из священного сана были извергнуты украинские клирики Серафим Медведев и Иоанн.

В январе 2007 года от «каллиникитского» Синода отделился также епископ Ангел Авлонский. Он провозгласил Авлонскую митрополию и установил евхаристическое общение с несколькими экуменическими церквами – Итальянской, Черногорской и Болгарской и Киевским патриархатом. Совместное причащение представителей этих церквей состоялось в монастыре в Авлоне, неподалеку от Афин, 23 января. В богослужении участвовали митрополит Цетике и Черногорский Михаил (Дедич) и черногорский экзарх для Австрии, Лихтенштейна и Словакии епископ Симеон (Минихофер). Представителей Киевского патриархата и Болгарской церкви на этом сослужении не было, но они прислали участникам приветственные письма.
Экзарх Черногорской церкви епископ Симеон (Минихофер) является бывшим епископом киприанитского Синода «противостоящих».

Митрополит МП в очередной раз заявил, что признает таинства католиков

(Orthodoxy.org.ua – Портал.Credo.Ru – Вертоградъ, Киев /Украина/)

Митрополит Киевский Владимир (Сабодан), глава УПЦ, в интервью в первый день Великого поста, на вопрос, признает ли УПЦ таинства католиков и греко-католиков, сказал следующее:

«Если судить по древней практике, то таинства католиков и православных считаются действительными обеими церквами — это не сегодняшнего дня постановление. Практика такова, что если, скажем, священник католической церкви переходит в православие или наоборот, он принимается в том сане, в каком он есть. Это означает, что Таинства имеют взаимное признание. Это касается именно Римо-католической церкви. И греко-католической, поскольку это часть Римо-католической церкви, только восточного обряда».

Митрополит Владимир и ранее высказывался в том же роде о признании Католической церкви. Так, в декабре 2006 г., отвечая на вопрос, можно ли совершать таинства над католиками или же отпевать верующих Католической церкви, митрополит Владимир сказал, что «строго говоря, это невозможно, поскольку Русская православная церковь отказалась от своего прошлого постановления о допустимости причащения католиков в случае смертной опасности». Однако заметил, что поскольку Русская православная церковь признает таинства Католической церкви, а КЦ признает таинства РПЦ, то «из пастырских соображений в особых, исключительных обстоятельствах это можно допустить».

Монументальный "ангел-талисман" освящен у здания Санкт-Петербургского университета

(Портал.Credo.Ru – Вертоградъ, Санкт-Петербург)

Новая примета появилась у студентов Санкт-Петербургского государственного университета: чтобы сдать экзамены, надо "пообщаться" с новым памятником-символом старейшего вуза России. "Универсант" в виде ангела с широко распахнутыми крыльями открыт на Менделеевской линии у здания петровских Двенадцати коллегий и освящен настоятелем вузовского храма, членом ученого совета Духовной академии МП протоиереем Кириллом Копейкиным.

О том, как надо просить ангела об удаче в жизни и на экзаменах, рассказал на церемонии открытия скульптуры председатель Законодательного Собрания северной столицы Вадим Тюльпанов. "Я предлагаю студентам почесать ему пятку и приложить зачетку к ноге. Какая-нибудь из этих примет сбудется", - с уверенностью произнес спикер.

Его поддержала губернатор Валентина Матвиенко, заявившая, что аллегорическая бронзовая фигура "гения" с "факелом знаний" и лавровым венком станет "талисманом успеха для студентов". В этом не сомневается и автор композиции Михаил Белов, напомнивший, что в античной мифологии "гений - покровитель смелых, выдающихся, передовых и неординарных личностей".

Открытие "ангела" стало продолжением монументальной "талисманизации" СПбГУ. Напомним, что во дворе филологического факультета в последние годы открыт целый сад скульптур, у которых можно по-язычески помолиться за успех. Студентам уже предлагали подержать за хвостик и погладить металлическую таксу, "приложиться" к другим причудливым фигуркам, а также, загадав желание, посидеть на скамье у первого в России памятника бесам.