пятница, ноября 23, 2007

Приход РПЦЗ(В) в Новой Кубани, штат Нью-Джерси, фактически выиграл суд против синода РПЦЗ МП

("Мысли о России" - Вертоградъ, Атлантик-сити \шт. Нью Джерси\)

Решение по иску Синода РПЦЗ МП против Свято-Покровского прихода РПЦЗ(В) в Новой Кубани, штат Нью-Джерси, было устно оглашено в сентябре судьей Вильямом С. Тоддом в помещении Канцлерского суда штата Нью-Джерси в г. Атлантик-сити. Поскольку решение было обнародовано только устно и на тот момент существовало только на аудиокассетах, редакция МоР заказала набор кассет с записью решения и получила их в начале ноября. Из этих записей стало ясно, что Синод РПЦЗ МП фактически проиграл дело.

Синод РПЦЗ МП потратил на ведение этого дела порядка полумиллиона долларов, но так и не получил доступа к имуществу прихода. С одной стороны, суд подтвердил положения Нормального (типового) приходского устава РПЦЗ о том, что приходское имущество управляется приходами "в порядке доверительного упраления" (trust), так как продажа и покупка приходского имущества должно утверждаться епархией. С другой стороны, имущество остается в распоряжении прихода до тех пор, пока приход не перестанет существовать. Согласно решению суда, приход РПЦЗ(В) не может лишь продавать, передавать, или закладывать приходское имущество.

Таким образом, имущество прихода в Новой Кубани остаётся в его распоряжении. Приход может использовать храм и прочее имущество по своему усмотрению, приглашать туда священника по своему выбору и проводить там службы, а Синод РПЦЗ МП не имеет права назначать священников в этот приход.

Судья также отказал "лавровцам" в просьбе сделать общее заявление о том, что РПЦЗ МП является единственной церковной властью РПЦЗ в штате Нью-Джерси. Это была попытка адвокатов РПЦЗ МП заручиться прецедентом для использования такого решения в аналогичных судебных процессах.

Патриарх Алексий II поддерживает идею перенесения мощей Великой княгини Елизаветы Федоровны из Иерусалима в Москву

("Интерфакс-Религия" - Вертоградъ, Москва)

Комментируя предложение мэра Юрия Лужкова перенести из Иерусалима в Москву мощи преподобномученицы Елизаветы, Патриарх Алексий II заявил: "Мы будем прорабатывать этот вопрос, будем ставить себе такую задачу, но необходимо помнить, что это очень деликатная тема".

"Конечно, все мы хотим, чтобы мощи преподобномученицы Елизаветы вернулись в Россию, но это очень деликатный вопрос. Когда в 2004 году в Россию прибыл ковчег с частицей мощей преподобномученицы Елизаветы и встал вопрос о том, чтобы он остался в России, представители Зарубежной православной церкви очень внимательно и бережно следили за тем, чтобы ковчег вернулся в Иерусалим", - заявил Патриарх.

Ю.Лужков аргументировал свое предложение о переносе мощей Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, сославшись на завещание преподобномученицы, в котором она просит похоронить себя именно в Марфо-Мариинской обители. Однако известно, что мощи святой Елисаветы были положены в Вознесенской обители в Иерусалиме, поскольку она сама говорила об этом прежде своей мучинеческой кончины.

Власти Санкт-Петербурга выделят на восстановление разрушающихся храмов РПЦ МП 2 миллиарда 362 миллионов рублей

("Санкт-Петербургские ведомости" - Вертоградъ, Санкт-Петербург)

До 2009 года все разрушающиеся храмы РПЦ МП Санкт-Петербурга будут выведены из состояния аварийности. На ремонт и реставрацию культовых зданий из городского бюджета выделяется 2 млрд 362 млн рублей.

Специалисты по охране памятников, по словам их руководителя, разрабатывают трехлетнюю программу, цель которой – приведение храмов в должный вид и передача их Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП.

Восстановительные работы ведутся сейчас в 33 культовых зданиях северной столицы. Первоочередными объектами являются храмы Александро-Невской лавры. В большинстве случаев ход работ курируется чиновниками городской администрации совместно с представителями РПЦ МП.

По словам губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, в вопросе передачи памятников городу существуют еще некоторые разногласия по зданиям, где есть смешанная федеральная и городская собственность, и по объектам, использующимся под коммерческие цели. "Министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина дала две недели сроку на доработку тех разногласий, которые есть, и, когда все спорные вопросы будут сняты, планируется подготовить постановление правительства РФ о передаче памятников архитектуры из федеральной собственности Петербургу", – сообщила Матвиенко. Она напомнила, что Петербург претендует на 659 зданий, находящихся в федеральном подчинении, и "по большинству из них разногласий нет".

Валентина Матвиенко предлагает предусмотреть в процедуре переподчинения петербургских памятников архитектуры механизм, по которому объекты религиозного назначения, находящиеся в федеральной собственности, сначала переходили бы в собственность города для реставрации, а затем передавались РПЦ МП

Запрет молиться "с так называемыми еретиками" не работает в "современной межхристианской ситуации", считает митрополит Кирилл (Гундяев)

("Благовест-Инфо" - Вертоградъ, Москва)

Свое отношение к тому, как следует в современных условиях трактовать православный канон о запрете молитвенного общения с инославными, сформулировал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), выступая 16 ноября на круглом столе "Церковно-практические аспекты православной сакраментологии", который состоялся в рамках V Международной богословской конференции РПЦ МП.

Заявление главы ОВЦС МП о молитве с инославными прозвучало в контексте обсуждения проблемы присоединения инославных к православию и было вызвано той "озабоченностью, которая высказывается людьми в отношении так называемых совместных богослужений". Напомним, что эту "озабоченность" проявили некоторые группы православных после пребывания Патриарха Алексия II в парижском соборе Нотр Дам в октябре этого года.

Митрополит Кирилл уверен, что канон о запрете молитвенного общения "с так называемыми еретиками" – это "очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать, снимать с повестки дня". Иерарх разъяснил, что главная цель этого канона в том, что он "предотвращает разрушение Церкви". "Цель канона в том, чтобы избежать мимикрии. Раскол всегда мимикрирует под истинную Церковь, а если люди молятся, создается иллюзия единства. Для того чтобы ясно сказать, что раскол губителен, с раскольниками и еретиками не молились и не молятся. Именно путем канона нужно изолировать эту опасную для единства Церкви группу от церковного общения". И сейчас данный канон не утратил своей важности, например, он "в полной мере работает по отношению к раскольникам на Украине".

Однако это же канон, по мнению митрополита Кирилла, "не работает" в "современной межхристианской ситуации", т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует. "Допустим, отношения Православных Церквей и Католической, Православных Церквей и протестантских Церквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность, потому что ни о какой мимикрии речь не идет. И опасность того, что совместная молитва, скажем, произнесение "Отче наш" (я не говорю о совместном богослужении), что это подорвет единство Церкви – эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят: "Давайте вместе помолимся", но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а для того, чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены", -- объяснил председатель ОВЦС МП.

Подытоживая, он подчеркнул, что является сторонником "очень строгого исполнения" этого канона "в тех ситуациях, ради которых он был сформулирован, т.е. когда необходимо защитить единство местной христианской общины". Именно поэтому митрополит Кирилл "категорически против молитв сегодня с раскольниками на Украине, потому что это действительно мимикрия, которая будет разрушать церковное единство". Однако он считает "допустимым" молитвенное общение в ситуациях, не угрожающих единству Церкви. Вместе с тем, глава ОВЦС МП подчеркнул, что это общение возможно для православных только "с благословения священноначалия и не по принципу самостийности". Он пояснил: "Человек не должен сам определять меры своего участия в молитве с другими. Он должен следовать пастырским указаниям своей Церкви" и порекомендовал обращаться к "очень хорошим руководящим указаниям", которые даны в документе, принятом Архиерейским собором в 2000 г, об отношении к инославию.

Греки среди нас. Последние новости греческих старостильных Синодов ― что они сулят для России?

Когда-то Вольтер сказал одному начинающему автору, что в его произведении много нового и интересного, но что интересно, то не ново, а что ново, то неинтересно. Чтобы не уподобляться этому автору, греческие старостильные Синоды этой осенью поделили функции: одни пообещали нечто новое, но неинтересное, а другие повторили нечто старое, но интересное, и весьма. Наконец, третьи просто пришли в России с новым для наших истинно-православных Церквей проектом.

Ниже мы поговорим обо всем этом, не упуская из виду теорию возникающих тут вопросов.

1. Митрополит Кирик: ново, но неинтересно

26 сентября этого года в Киеве состоялось собрание украинской и российской паствы одинокого экс-матфеевского Митрополита Кирика. Постановили, вроде бы, нечто необычайное — совершить в близком будущем единоличную хиротонию нового епископа, — только вот серьезного интереса к этому в России нет. И не будет — даже среди российских истинно-православных христиан. Потому что очень уж она на любителя, эта юрисдикция одинокого митрополита, считающего ее центром Вселенской Церкви. Если она и имеет сейчас немного последователей, то лишь за счет тех людей, что пришли к Митрополиту Кирику еще тогда, когда он входил в состав Матфеевского Синода. Эти люди остались к нему привязаны психологически. А новых он больше не соберет. Точнее, мог бы собрать, если бы рукоположил не просто одного епископа, а целый Синод, но для этого в его группе элементарно не хватит кадров. Нынешние кирикиты — это не матфеевцы 1948 года, у которых были десятки тысяч прихожан и тысячи монашествующих. Да, кирикиты рассчитывают на экспансию и, главным образом, в СНГ. Но для экспансии нужна конкурентоспособность, а ничего особенно привлекательного у Митрополита Кирика не обретается. Людям верующим трудно поверить, что именно этот митрополит - все, что осталось от иерархии истинной Церкви на земле, а людям коммерческим трудно иметь дело с непрактичными фанатиками, особенно если у них есть, среди кого выбирать.

Зато другие греческие новости последних недель оказались для России неожиданно интересными.


2. Киприаниты: интересно, но не ново


Новости из Синода Противостоящих важны не только для России, но и для всех истинно-православных Церквей, причем не только в самой близкой перспективе.

Они важны не столько по очевидному факту смены власти в этом Синоде, сколько по не столь очевидному, но уже свершившемуся факту смены его курса.

Епископы этого Синода впервые официально признали, что его формальный лидер, Митрополит Киприан Филийский и Оропосский, настолько болен, что не в состоянии ничем управлять. Поэтому были рукоположены два новых епископа. Один из них, избранный новым председателем Синода, даже по имени и по титулу сходен с прежним Киприаном — это Киприан, епископ Орейский.

"Старый" Киприан не участвовал в хиротонии "нового" даже символически — и это было символичным само по себе. Официальная фотография обоих новых епископов сразу после хиротонии вместе со "старым" Киприаном едва ли не специально демонстрирует, что физические немощи — только предлог, чтобы показать, что "старый" Киприан отстранен от власти решительно и бесповоротно. Ведь в памяти истинно-православных христиан еще очень свежи хиротонии с участием покойного главы РПЦЗ(В) Митрополита Виталия, состояние которого было не в пример хуже нынешнего состояния Митрополита Киприана.

Смена курса Синода Противостоящих дала о себе знать сразу же после хиротоний. Рукоположенный 19 октября епископ Киприан уже 25 октября обращается с официальным посланием к главе ВВЦУ РПЦЗ епископу Агафангелу. Те самые киприаниты, которые еще пару месяцев назад заставили епископа Агафангела втянуться в бесперспективный "роман в письмах" с другим "осколком" РПЦЗ, РИПЦ, теперь заявляют, что с РИПЦ они в общении не состоят. Соответственно, подразумевается, что объединение епископа Агафангела с РИПЦ перестало быть необходимым условием для совершения столь нужных епископу Агафангелу хиротоний.

Впрочем, мы еще 1 августа предупреждали, что РИПЦ в политике киприанитов нужна только для дипломатической игры: "РИПЦ удобна "киприанитам" как кухонная доска для разделки ВВЦУ РПЦЗ: по отношению к нему [т. е. к ВВЦУ еп. Агафангела] удобно выдвигать различные условия при помощи ссылок на РИПЦ".

То, что сейчас изменилось в курсе Синода Противостоящих, — это вовсе не отношение к РИПЦ, которое всегда было, в общем-то, безразличным. Изменилось отношение к ВВЦУ епископа Агафангела, причем внутри этого ВВЦУ никаких существенных изменений не происходило. Следовательно, настоящая причина нового отношения к РИПЦ — изменения внутри самого Синода Противостоящих.

В своем послании епископ Киприан не говорит прямым текстом о планах по совершению хиротоний, но дает понять, что теперь его Синод может сделать эту тему предметом дипломатических переговоров: "Приглашаем Ваше Преосвященство прибыть в Грецию для утверждения и приведения в действие церковного единства во Христе и совместного действия по поводу возникших в связи с этим трудностей".

Переведем это на обыкновенный человеческий язык. Получится примерно следующее: "Нам нужно от Вас, владыко Агафангел, открытое выражение поддержки; в обмен мы не исключаем, что дадим Вам требуемые хиротонии; впрочем, окончательно мы будем решать в зависимости от наших собственных нужд, которые пока мы еще не вполне в состоянии оценить, и от Ваших встречных предложений".

Отказ от требований относительно РИПЦ — верный признак того, что новый епископ Киприан пока что чувствует себя неуверенно. Ему срочно нужна внешняя поддержка, хотя он и предпочтет не заплатить за нее ничего сверх необходимого.

Необходимость внешней поддержки для нового возглавления киприанитов — естественное последствие столь внезапного переворота. Ведь степень нездоровья Митрополита Киприана еще недавно скрывалась от собственной паствы, да и, по правде сказать, до сих пор нет уверенности в том, что новая власть не преувеличивает недееспособность старой. По крайней мере, в пастве такие сомнения проявились совершенно отчетливо.

И вот теперь мы подходим к самому главному пункту всей этой киприанитской истории: отставка Митрополита Киприана происходила на фоне официальных переговоров между Синодом Противостоящих и государственной новостильной Элладской Церковью. Сходство с отставкой Митрополита Виталия и заменой его на Митрополита-соглашателя Лавра — разительное.

Настолько разительное, что американскому епископу Синода Противостоящих пришлось издать Окружное послание для успокоения своих клириков и тех новостильников, которые подумывали о переходе к киприанитам . Такие послания, как водится, пишутся для успокоения умов, но почему-то получаются такими, что умы находят только еще больше поводов для беспокойства. Кстати, даже и в самом факте убаюкивания паствы благостными архипастырскими посланиями прослеживается параллель с недавней историей РПЦЗ.

Итак, "новое" в отношении Синода Противостоящих к "осколкам" РПЦЗ — повторение только что пройденного старого.

Если говорить только о фактах, сообщаемых в послании, призванном успокоить, то поводы для беспокойства там есть: "Зная наш Синод как представляющий наиболее серьезный и единственный умеренный голос в старостильном движении, некоторые деятели организовали неформальную встречу между нашими епископами и несколькими новостильными митрополитами, с одобрения главы Элладской Церкви. В связи с определенными политическими событиями, эти встречи были прерваны. Теперь наш Синод, в соответствии с его открытым духом, снова проголосовал за сближение с государственной Церковью, из уважения к прошлым дружественным контактам". — Автор послания архиепископ Хризостом признал, что нынешние переговоры возобновились в прежнем высоком официальном статусе.

Теперь можно сколько угодно рассказывать о своих стремлениях "свидетельствовать о святоотеческом православии" перед новостильной экуменической Церковью, но нельзя не ответить и на другой вопрос: а чем вызван такой интерес к киприанитам со стороны новостильной Церкви? Она тоже хочет засвидетельствовать перед ними свое понимание православия? Или она решила всерьез задуматься об отказе от экуменизма? Или… тут нам придется перейти к более приземленным гипотезам.

Киприанитская дипломатия проистекает из глубин греческой церковной политики. При основании Синода Противостоящих Митрополит Киприан не смог найти внутри Греции достаточно точек опоры, чтобы его Синод не рухнул, но он исключительно преуспел в создании для своего Синода внешних (по отношению к Греции) баз. Киприаниты оставались малочисленной группой внутри Греции, но превратились в самую заметную "семью Церквей" на международном фоне (они общались с Румынской и Болгарской старостильными Церквами, а с 1994 года - и с РПЦЗ). Их внешнеполитические успехи можно назвать исключительными.

Но в такой внешнеполитической успешности таился некий подвох: по мере ослабления личного влияния Митрополита Киприана и по мере усиления заграничных центров влияния греческое ядро Синода Противостоящих получило тенденцию к превращению в представительство, пусть и самое почетное, иностранной религиозной организации. А это не такое положение, с которым в Греции могли бы смириться. Особенно если вспомнить, что вся эта международная политика изначально была стимулирована потребностью укрепить центр в Греции.

Поэтому назревала операция по "конвертированию" внешнеполитического церковного успеха в национальную церковную валюту. Теоретическая возможность такой операции существовала давно: в новостильной Элладской Церкви можно создать такую же старостильную автономию, как та, что создана внутри новостильного Константинопольского патриархата в 1995 году двумя присоединившимися к нему старостильными епископами в США.

Так что уже с 1995 года в экуменическом "мировом православии" существовал прецедент поглощения греческих старостильников на условиях "единоверия", то есть сохранения старого стиля и антиэкуменической риторики. Нечто подобное произошло и с РПЦЗ(Л), но там вопрос облегчался тем, что в РПЦ МП преобладает (за некоторыми исключениями вне России) использование старого церковного календаря и даже антиэкуменическая, да еще и национал-патриотическая риторика.

Разумеется, из всех греческих старостильников первыми и главными кандидатами на поглощение официальным православием были именно киприаниты, которые никогда полностью не прерывали контактов с официальной Церковью и совершенно официально признавали наличие в ней благодати церковных таинств (все прочие старостильники, хотя и спорят по этому вопросу, но открыто благодатности новостильников не признают). И несколько лет назад, как напомнил архиепископ Хризостом, соответствующие переговоры уже велись, — но были прерваны. И едва ли не тогдашнее руководство киприанитов, то есть Митрополит Киприан, было тому причиной. То же самое было в 1990-е годы в РПЦЗ, пока не могли убрать Митрополита Виталия.

Но сейчас делу объединения и "ликвидации расколов" дан новый старт. К тому же, наша толерантная эпоха предлагает массу новых способов и конфигураций "воссоединения", о которых еще лет 20 назад, когда каждый жестко стоял на своем, и помыслить было нельзя.

Необходимо понимать совершенно отчетливо, что старостильная автономия внутри Греции — такой лакомый кус, на который будет много желающих. Совершенно не может быть такого, чтобы он никому не достался. Рассуждать тут можно только о том, кому именно и сколько достанется.

На данном этапе позиции киприанитов лучше, чем у кого бы то ни было из потенциальных "переговорщиков" из прочих старостильных Синодов, но и киприаниты должны решить внутри себя ряд сложных проблем.

Им нужно сохранить свою международную организацию — хотя бы до финального этапа переговоров. Иначе, то есть в качестве одной лишь греческой сердцевины нынешнего Синода Противостоящих, они не получат для себя никакой автономии, а перейдут под жесткий контроль государственной Церкви. Если же они выторгуют себе автономию, ценой сдачи своей международной организации, то дальнейшее развитие старостильной автономии внутри новостильной Церкви окажется в их руках.

Но даже и это — вопросы будущего, хотя и близкого. А пока что нельзя сбрасывать со счетов опасность раскола в самом киприанитском Синоде. В конце концов, если нашлись одни, которые сумели убрать Митрополита Киприана на манер Митрополита Виталия, то почему бы не отыскаться другим, которые сумеют вернуть ему символическую власть, тоже на манер Митрополита Виталия? Если новые епископы в сжатые сроки не закрепят свою власть, то в Синоде Противостоящих может возникнуть новый центр, который оставит старому только главный объект недвижимости и символический центр всей юрисдикции — славящийся своими обильными чудесами исцелений монастырь святых Киприана и Иустины в Фили, пригороде Афин.

Вот почему новые епископы так торопятся. Вот почему они поспешили связаться с епископом Агафангелом и пойти ему на уступки — еще не пообещали прямо хиротонии, но уже сняли прессинг по поводу РИПЦ. В дальнейших событиях многое будет значить активность самого епископа Агафангела. При некоторой настойчивости он сможет получить от киприанитов больше, а в противном случае — меньше или совсем ничего.

В более отдаленной перспективе киприаниты смогут предложить епископу Агафангелу автономию в рамках будущей "канонической автокефалии" Украинской Церкви (таким термином на жаргоне УПЦ МП называется проект автокефалии Украинской Церкви на основе самой УПЦ МП; сейчас ожидается, что такую автокефалию ей сможет дать не Москва, а Константинополь). Другой вопрос, насколько такое предложение заинтересует самого епископа Агафангела, и чем, в таком случае, он будет отличаться от митрополита Лавра.

В международном масштабе Синод Противостоящих и соответствующее семейство Церквей теперь ждет диссоциация. В Румынии и Болгарии это, кажется, чувствуют и уже начинают вырабатывать новый взгляд на перспективы церковной политики, а заодно и на печально знаменитое екклисиологическое учение Митрополита Киприана, подводящее "каноническую базу" под будущую унию.

3. Каллиникиты: профессионалы на архиерейском рынке

Недавним поставлением епископа для России еще один греческий старостильный Синод, Каллиникитский, впервые в России вынырнул из информационного небытия и сразу же удивил. Сначала показалось, что удивил не столько Синод, сколько сам новопоставленный епископ, от которого немедленно ушла почти вся епархия. Но вскоре выяснилось, что тут больше удивляться надо было Синоду.

Глава этого Синода, Архиепископ Афинский и всея Эллады Макарий, в разговоре с российскими клириками свалил всю вину на новопоставленного епископа, едва ли не обвиняя его в самозванстве и подделке документа (синодальной энциклики). Новопоставленный епископ, разумеется, продолжает настаивать на собственной версии событий. Все желающие могут сравнить обе версии, и, надо признать, что трудно сделать выбор в пользу Архиепископа. Хотя, конечно, могут быть еще и "трудности перевода".

По версии епископа Нектария, он был рукоположен для окормления российских приходов. Разумеется, мгновенная реакция всех приходов, кроме его собственного, доказала, что согласование его кандидатуры происходило не в России, а стало результатом каких-то процессов среди архиереев. Но зато у одной из истинно-православных юрисдикций появился повод показать, насколько легко отторгается архиерей, если он не был реальным лидером своей епархии. — Настолько легко, что главе Синода приходится делать вид, будто он "пошутил" и "вообще не то имелось в виду". Это, конечно, полезный урок для любителей подменять реальное управление Церкви писанием бумажек с архиерейскими подписями: на бумаге Церковь не созидается, кто бы эти бумажки ни подписывал. Дом нельзя начинать строить с крыши, а не с фундамента, а церковное здание нельзя начинать строить с архиереев, а не с общин.

Впрочем, к назначению архиерея методами церковной бюрократии можно относиться как угодно, внутренней логичности версии епископа Нектария это не отменяет: если в Синоде полагали, что удастся убедить российские приходы принять его кандидатуру, то вполне имело смысл назначать его для управления приходами в России.

А вот новейшая версия Архиепископа Макария вызывает недоумение: если действительно епископ Нектарий не предназначался к управлению российскими приходами за исключением своего собственного, и само его имя не должно было возноситься кем-либо, кроме его клироса, то какой смысл для Синода могла бы иметь эта хиротония вообще? Архиепископ о том умолчал. Дерзнем предположить, что он просто пока не придумал.

Если епископ Нектарий сам написал о себе синодальную энциклику, в которой охарактеризовал себя как "Высокопреподобнейшего во иеромонахах Архимандрита Нектария Яшунского, мужа имущего подобающее священному образу жительство, добре сведущего божественное, украшенного церковным и внешним научением, отличающегося рассудительностью и здравым смыслом, и опытного в церковных делах и вопросах", то это не означает, будто он ее подделал. Канцелярия в Каллиникитском Синоде работает так, что документы составляются, если составляются вообще, непосредственно теми, кому они нужны. Важно, что подпись секретаря Синода и синодальная печать не появились бы под энцикликой без ведома Архиепископа.

Русским людям это понять трудно, но не потому, что они лучше греков, а потому, что им чуть больше повезло. Опять придется немного углубиться в теорию, и опять в такую, что прошу благочестивого читателя зажмурить глаза.

Пока Церковь была государственной (не по букве, а по сути: как в императорской России, СССР и до конца 1950-х годов в Греции), епископские хиротонии были монополией государства. Насколько государство держалось за свою монополию, можно понять на примере старообрядцев в XIXвеке, российской Катакомбной Церкви (почти до конца существования СССР) и греческих и румынских старостильников времен гонений (до второй половины 1950-х годов). Да, монополия государства на епископские хиротонии нарушалась даже в таких условиях, но легко заметить, кем, почему и с каким риском. Но при любом демократическом режиме государство отказывается от монополии на хиротонии епископов, хотя может и сохранять свои преференции для отдельных иерархий. В этих условиях неизбежно возникновение "свободного рынка" епископских хиротоний, и у этого рынка появляются собственные законы.

Крупные юрисдикции-монополисты сохраняются и без государственной опеки, но внутри них в отношении хиротоний сохраняется аналогия с социалистической плановой экономикой. Однако теперь рядом с ними возникает сектор свободного капиталистического рынка. Продолжая эти аналогии, можем заключить, что епископская хиротония вне крупной церковной корпорации оказывается востребованной в сфере малого и среднего церковного бизнеса. К "малому бизнесу" тут уместно отнести группы от одного до двух-трех архиереев, а к "среднему" — Синоды масштабов нынешних старостильников и "осколков" РПЦЗ. Наличие спроса неизбежно породит предложение.

Достаточно нескольких лет работы рыночного механизма, чтобы произошло упорядочивание: основная часть бизнеса подпадает под контроль одной группы, охотно поставляющей архиереев не "для себя", а "на заказ". Для такой деятельности разветвленная приходская структура и вообще любые "нефункциональные" социальные проявления только обуза. Зато изрядно возрастает роль маркетинга.

В России подобные явления существуют, но секторе ИПЦ они охватили только по краям. В середине 90-х появились десятки "потешных" иерархов, так или иначе связывающих свое иерархическое преемство с разными "ветвями" украинской автокефалии. Рост числа этих архиереев прекратился, потому что, в конечном счете, лишь очень немногие из них смогли занять относительно приличные экономические ниши.

На греческом "рынке архиерейских хиротоний" не оказалось источника столь обширной "архиерейской интервенции". Поскольку греческие новостильники сохраняли монолитность, единственным источником хиротоний для "свободного рынка" стали старостильники. Они не были к этому готовы: требования рынка застали их врасплох. Такова была подоплека нестроений и расколов в Синоде флоринитов в 1980-е годы, из которого в 1984 году выделился Синод Противостоящих Митрополита Киприана, а в оставшейся части произошло разделение (в 1985 году) между Синодами Архиепископа Авксентия и ныне здравствующего Архиепископа Хризостома. Авксентианский Синод просуществовал после этого десять лет, пережив Архиепископа Авксентия († 1994) на год.

Само разделение между хризостомовцами и авксентьевцами не имело принципиального характера: это была лишь реакция основной части архиереев прежде единого авксентьевского Синода на неспособность их первоиерарха — человека аскетичного, но малопрактичного, — противостоять той самой анархии, которую стали вносить в жизнь Синода требования рынка. Несмотря на все уважение лично к Архиепископу Авксентию, большинство его собратьев-архиереев предпочли его изолировать от себя вместе с тем хаосом, который оказался неустранимым вокруг фигуры слабого администратора. Преемник Архиепископа Авксентия Архиепископ Максим за один год успел разойтись с последними "аутентичными" архиереями из этого Синода, так как при нем состоялись архиерейские хиротонии людей, прославившихся в новостильной Церкви не только моральными, но и едва ли не уголовными проступками. Это позволило Хризостомовскому Синоду восстановить свою целостность, нарушенную расколом 1985 года.

…Восстановить, но ненадолго: ведь потребности в архиерейских хиротониях никуда не делись, а крупных источников этих хиротоний не стало. Поэтому в том же 1995 году происходит следующий раскол — на нынешних "хризостомовцев" и "каллиникитов". Конкретный повод для раскола тут неважен, так как линия разделения все равно зависит не столько от повода, сколько от распределения интересов и сил.

Каллиникитский Синод сразу стал восприниматься в качестве фирмы по оказанию услуг в сфере хиротоний. Это нетрудно увидеть хотя бы из хронологии основных событий истории этого Синода за 12 лет его существования.

Как предприятие "Софрино" было бы невозможно заставить следить за каноничностью покупателей у него церковной утвари, так и Каллиникитский Синод принципиально не может следить за намерениями тех, кто присоединяется к нему и претендует на архиерейские хиротонии.

Получается, что отделения каких-то архиереев от этого Синода не являются для него чем-то из ряда вон выходящим. Ведь такие архиереи либо примыкают к другим крупным архиерейским объединениям (повысив за счет Каллиникитского Синода свой личный статус), либо (очень редко; пока что одно исключение — Митрополит Ангел, отделившийся в январе 2007 г.) пытаются создать что-то свое. Производство быстрых и дешевых архиерейских хиротоний, то есть демпинг, не является делом рентабельным —даже на фоне тех видов светского бизнеса, которыми обычно занимаются греческие архиереи.

Что же касается епископа Нектария, то, пожалуй, теперь для его членства в каллиникитском Синоде останется единственное основание: возможность иметь в России статус представительства греческой церковной организации. Это небезразлично для отношений со светской властью.

Означает ли это, что у епископа Нектария не будет своей епархии? — Разумеется, нет. У него не будет только той епархии, на которую он рассчитывал по приезде из Греции, но будет какая-то другая, которую он сам себе наберет. Или, по крайней мере, та, которая сама по себе к нему наберется. Как говорят в России, достаточно надеть фелонь, чтобы собралось несколько прихожанок. Что же тогда говорить об архиерейском омофоре и саккосе? — Тут уж не только прихожанки, но и прихожане соберутся, в том числе и чающие послужити Церкви в священном сане.

Распространение будущей епархии епископа Нектария окажется в зависимости от наличия или отсутствия региональных лидеров, способных самостоятельно организовать приходы. Среди тех, кто по разным причинам не хочет связываться ни с российскими ИПЦ, ни с юрисдикциями, происходящими от украинских автокефалистов, таких, в принципе, может быть достаточно, особенно если учитывать скромность масштабов чего бы то ни было в ИПЦ. Другое дело, насколько епископ Нектарий будет в состоянии их выявить и наладить с ними взаимодействие. Те же региональные лидеры положат и естественный предел распространению будущей епархии епископа Нектария: для взаимодействия с ним они все будут обязаны оставаться лидерами, но слабыми, еще слабее самого епископа Нектария. Взаимодействия хотя бы на равных, не говоря уж о подчинении, епископ Нектарий не потерпит (позволю себе такую личную экспертную оценку, основанную на двадцатилетнем знакомстве). Поэтому создания какой-то разветвленной церковной организации во главе с ним или хотя бы при его участии ожидать не следует.

Что касается российского экзархата Каллиникитского Синода, то сейчас он сам напоминает нам о своем русском происхождении и о временном статусе в Греческой Церкви. Это тоже один из "осколков" РПЦЗ. В свое время, в 2001 году, "екклисиологическая эмиграция" к грекам-старостильникам представлялась вполне достойным, но временным выходом из-под тех руин, которые образовались в результате крушения исторической РПЦЗ после смены Митрополита Виталия Митрополитом Лавром. Поэтому теперь естественно ожидать участия этого экзархата в интеграционных процессах среди ИПЦ русской традиции.

4. Выводы

А что же сейчас делать всем "осколкам" РПЦЗ на фоне всех этих окологреческих событий? — Ответ простой: не обращать внимания. Глубинных процессов внутри истинно-православных юрисдикций в России ни одно из описанных выше событий затронуть не сможет.

В этой рекомендации есть один нетривиальный момент, который пока что не всем в достаточной степени ясен: в наших российских делах не следует принимать в расчет на ближайшее время (скажем, на ближайший год) епископа Агафангела. Он существует в слишком своеобразном церковно-политическом пространстве, в котором не существует больше никто: с одной стороны, это его связи с киприанитами, а с другой стороны — его сильная зависимость от ситуации в Украине. Пора привыкать, что теперь епископ Агафангел возглавляет Украинскую Церковь, хотя и русской церковной традиции. Бог даст, российские ИПЦ наладят с ней полное каноническое общение, но это дело не самого близкого будущего.

Российским "осколкам" РПЦЗ по-прежнему надо сосредоточиться на установлении связей друг с другом. Ближайшим результатом тут могло бы стать установление между разными "осколками" всей полноты евхаристического общения (включая сослужение архиереев) на основе принятия совместного исповедания веры и взаимных обязательств относительно совместной организации внешнецерковной деятельности, но при сохранении полной административной самостоятельности во внутренних делах каждой из групп.

Игумен Григорий,
для "Портала-Credo.Ru"

четверг, ноября 01, 2007

Архимандрит из Санкт-Петербурга рукоположен во епископа Олимпийского для управления российскими приходами "Каллиникитского Синода" ИПЦ Греции

(Вертоградъ, Санкт-Петербург)

Архиерейская хиротония архимандрита Нектария (Яшунского), настоятеля общины "Каллиникитского Синода" Истинно-Православной (старостильной) Церкви Греции в Санкт-Петербурге, состоялась 25 октября в кафедральном храме святых Апостолов в Афинах. Как сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru", новый иерарх получил титул "епископа Олимпийского" и должность "управляющего приходами Церкви Истинно-Православных Христиан Греции и Заграницей в России и Восточной Европе".

Накануне, 24 октября, в крестовом храме Архиепископии "Каллиникитского Синода" в честь Святого пояса Богородицы, состоялось заседание Священного Синода, на котором было совершено каноническое избрание и наречение. В наречении и хиротонии приняли участие Архиепископ Афинский и всея Эллады Макарий, митрополиты Фтиотидский и Фавмакский Каллиник, Солунский Евфимий, Месогейский и Островов Христофор и епископ Гардикийский Афанасий. Остальные члены "Каллиникитского Синода" - митрополиты Галльский Филарет и Австралийский Виссарион, а также епископ Филиппийский Амвросий - не смогли прибыть на заседание и приняли участие в голосовании через своих представителей из числа прочих архиереев.

Как заявил сам епископ Нектарий в своем "Живом журнале", отвечая на вопрос о причине избрания ему титула "епископ Олимпийский", "греческая иерархия чтит историческую автокефалию Русской Церкви и поэтому не считает возможным иметь в составе своего Синода правящих епископов с титулованием по российским кафедрам".

Епископ Нектарий (в миру - Роман Яшунский, 1966 года рождения) в разное время находился в различных православных юрисдикциях, включая "секачевскую" ветвь катакомбников и РПЦЗ. К "Каллиникитскому Синоду" он присоединился в 1999 году, покинув наиболее многочисленный греческий старостильный Синод Архиепископа Хризостома II. О. Нектарий обвинил "хризостомовцев" в ереси, а Синод Архиепископа Хризостома, в свою очередь, изверг его из священного сана.

В настоящее время число приходов "Каллиникитского Синода" в России, по разным оценкам, колеблется от трех до пяти. Не все российские приходы этого Синода готовы признать над собой юрисдикцию епископа Нектария. Их оценку нового епископа см. в этом выпуске ВДъ в рубрике "Документы".

Наблюдатели не исключают вероятности того, что новопоставленный иерарх вскоре покинет "Каллиникитский Синод", дабы создать вместе с митрополитом Галльским Филаретом (Франция) независимую истинно-православную юрисдикцию.

"Каллиникитский" Синод ИПЦ Греции возник в 1995 году после отделения двух архиереев — митрополитов Евфимия Солунского и Каллиника Фтиотидского — от "Хризостомовского" Синода - крупнейшего объединения греков-старостильников. Непосредственным поводом для разделения стали обвинения со стороны "Хризостомовского" Синода в адрес митрополита Евфимия Солунского в содомии. К отделившимся иерархам присоединились еще четыре "хризостомовских" архиерея, двое из которых (митрополит Паисий Асторийский (Американский) и епископ Викентий, местоблюститель Пирейский) в 1998 году перешли в Константинопольский патриархат, а еще двое (митрополиты Стефан Хиосский и Иустин Эвбейский) в этом же году вернулись к "хризостомовцам".

"Каллиникитский" Синод пользуется в истинно-православной среде репутацией наиболее "всеядного": он принимал в свою юрисдикцию почти всех желающих священников и архиереев, не углубляясь в изучение их канонического положения, за счет чего обеспечивался быстрый рост этой юрисдикции. Ее расцвет приходится на 2002 год, когда "каллиникитский" Синод объединял 11 епископов. Восемь из них находились в Греции, а еще трое — во Франции (митрополит Филарет Галльский, принятый в 1999 году из СПЦСА (HOCNA), известной также как "Бостонский" Синод), Болгарии (епископ Гервасий Сардикийский, принят в апреле 2002 года через хиротесию из новостильной Болгарской Церкви Патриарха Максима) и Австралии (епископ Виссарион Тарсуйский, рукоположен в июне 2002 года).

Епископ Гервасий Сардикийский пробыл в "Каллиникитском" Синоде недолго и ушел со скандалом. В сентябре 2006 этот Синод покинули еще два епископа – Арефа Критский и Нифонт Пирейский, одновременно с ними от "каллиникитов" отделились все клирики и приходы в США, часть из которых ушла к "хризстомовцам", а другая часть — в РПЦЗ(В), при этом епископ Нифонт остался без приходов.

В январе 2007 года от "Каллиникитского" Синода отделился епископ Ангел Авлонский. Он провозгласил независимую Авлонскую митрополию и установил евхаристическое общение с несколькими экуменическими Церквами – Итальянской, Черногорской и Болгарской, а также попытался наладить отношения с Киевским патриархатом. Совместное причащение представителей этих Церквей состоялось в монастыре в Авлоне, неподалеку от Афин, 23 января этого года. В богослужении участвовали митрополит Цетинский и Черногорский Михаил (Дедич) и черногорский экзарх для Австрии, Лихтенштейна и Словакии епископ Симеон (Минихофер). Представителей Киевского патриархата и "альтернативной" Болгарской Церкви на этом сослужении не было, но они прислали участникам приветственные письма.

С января 2007 года в "Каллиникитском" Синоде оставалось восемь архиереев; епископ Нектарий (Яшунский), рукоположенный для России 25 октября, стал девятым.

- Заявление эпитропа российского экзархата Церкви ИПХ Греции ("Каллиникитского Синода") по поводу хиротонии архимандрита Нектария (Яшунского)

Появление интернет-известий о хиротонии нового епископа нашего синода, а также его претензий на руководство церковной жизнью российского экзархата ИПХ Греции вынуждают меня прокомментировать данное событие в той части, в которой оно касается большинства наличных клириков этого экзархата.

Вопрос о рукоположении архимандрита Нектария (Яшунского) в епископы имеет длительную историю: впервые он поднимался при моём присоединении к Каллиникитскому синоду в 2001 г. Тогда, выступая на заседании синода, мне удалось убедить присутствовавших архиереев в нецелесообразности хиротоний пререкаемых иеромонахов, предложивших свои кандидатуры, -- иером. Серафима (Медведева) из-под Киева и иером. Нектария из Петербурга. После обещания не рукополагать кандидатов в российские архиереи без согласия их будущих русских клириков произошло наше присоединение к данному синоду, обусловленное соблюдением этого вполне официального "договора о намерениях". Греческий синод во всех случаях обязывался со своей стороны рассматривать наш экзархат в виде осколка поместной Российской Церкви, обратившегося за временным архипастырским окормлением к Церкви ИПХ Греции, с целью рукоположения при первой возможности архиерея для России по общему выбору клириков экзархата. Впоследствии российский экзарх и нынешний архиепископ Макарий неоднократно подтверждал на встречах с российским духовенством необоснованность наших опасений по поводу возможной хиротонии иером. (впоследствии архимандрита) Нектария, обосновывая это его личными и деловыми качествами.

Положение дел в синоде резко ухудшилось с избранием еп.Макария его первоиерархом. Синод покинул ряд клириков и монахов, выдвинув обвинения морального характера не только против Солунского митрополита Евфимия, но и против архиепископа. Исключительно возникшей нестабильностью я объясняю нынешнее решение синода избавиться от русских клириков посредством хиротонии кандидата в епископы для управления российскими приходами не только без их ведома, но и вопреки их хорошо известному несогласию с кандидатурой новорукоположенного "епископа Олимпийского".

Не имея никаких официальных известий об изменении статуса нашего экзархата и считая себя свободным от взятых на себя обязательств ввиду нарушения греческим синодом наших прав на выбор архиерея, я в качестве эпитропа греческого синода в России принял решение о созыве в ближайшее время пастырского совещания с целью обсуждения перспектив российского экзархата и в особенности его Курско-Воронежского благочиния, представляющего 5 из 7 наличных российских клириков. Не предвосхищая результатов этого совещания, хочу выразить своё глубокое разочарование необдуманным решением греческого синода о хиротонии российского архиерея.

Протопресвитер Олег Миронов
31 октября 2007 г.