понедельник, июня 02, 2008

Архиерейский Собор Российской Православной Церкви (под омофором Митрополита Дамаскина) вновь осудил таинства РПЦ МП и принял новые анафемы

(Вертоградъ, Москва)

Архиерейский Собор Российской Православной Церкви (РосПЦ) прошел в конце мая в храме запорожского Свято-Покровского монастыря Малороссийской епархии Украинского Экзархата РосПЦ, сообщает корреспондент "Портала–Credo.Ru". В Соборе приняли участие первоиерарх РосПЦ Митрополит Дамаскин (Балабанов),архиепископ Иоанн (Зиновьев), епископы Григорий (Кренцив) и Владимир (Матвеев).

РосПЦ административно обособилась от РПЦЗ(В) в июле 2006 года, когда в Спасо-Преображенском ските в Мансонвилле (Канада) - резиденции тогдашнего главы Церкви Митрополита Виталия (Устинова) - прошел так называемый "Свечной Собор". Сам Митрополит Виталий по настоянию своего окружения не был допущен к участию в Соборе, на котором председательствовал его заместитель, архиепископ Антоний (Орлов). Спустя полтора месяца после смерти Митрополита Виталия, в ноябре 2006 года, на Соборе в подмосковной Щербинке первоиерархом стал архиепископ Антоний, а Церковь переименовали в РосПЦ. Другая часть епископата РПЦЗ(В), не участвовавшая в "Свечном Соборе" и представленная епископами Владимиром, Антонием и Анастасием, не признала избрания Митрополита Антония и образования РосПЦ. В 2007 году РосПЦ раскололась в две части по причине дискуссии вокруг "нардобожнического" учения заместителя Митрополита Антония архиепископа Виктора (Пивоварова). Ту часть РосПЦ, которая осудила это учение, возглавил Митрополит Дамаскин. РосПЦ(Д) считает себя единственной канонической структурой Российской Церкви, а остальные "осколки" РПЦЗ - отпавшими от православия.

Собор РосПЦ(Д) принял отчеты правящих архиереев о положении дел во вверенных им епархиях, а также ряд основополагающих юридических и вероисповедных документов: "Положение (Устав) о Российской Православной Церкви". "Вероисповедную Концепцию РосПЦ"; "Концепцию канонического положения РосПЦ". Общий объем этих документов, размещенных на сайте Церкви, превышает несколько сотен машинописных страниц.

Собор подтвердил правила приёма в РосПЦ(Д), установленные ее еще единым Архиерейским Собором в 2006 г. Приём духовенства из Московской патриархии осуществяетс через покаяние, крещение, венчание (постриг для монашествующих) и рукоположение, а мирян - через покаяние и крещение. Приём священнослужителей и мирян "из церковных расколов" оставлен на усмотрение правящего архиерея.

На Соборе были подтверждены анафемы "на ереси экуменизма и сергианства", вынесенные Архиерейскими Соборами Российской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и Российской Православной Церкви Заграницей под омофором Митрополита Виталия (РПЦЗ(В)). Собор также анафематствовал ереси "народопоклонничества", "традиционализма" и "еретической теории "осколков" Единой Поместной Российской Православной Церкви".

Архиерейский Собор РосПЦ(Д) признал "бесчинным сборищем" Архиерейский Собор РПЦЗ 2001 г., отстранивший Митрополита Виталия (Устинова) от первоиераршества. РПЦ МП была признана "расколом, учиненным его расколоначальником Сергием (Страгородским) по отношению к Первоиерарху Российской Православной Церкви, Патриаршему Местоблюстителю Митрополиту Петру (Полянскому), и подменившим этим расколом законное Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви". РПЦ МП также признана "впавшей в ереси сергианства и экуменизма" и, таким образом, подпавшей под упомянутые выше анафемы.

Архиереи РосПЦ(Д) создали Комиссия по канонизации новых и уточнению списка уже прославленных РПЦЗ и Катакомбной Церковью святых, а ее председателем назначили архиепископа Иоанна. Также созданы комиссии по исправлению Богослужебных текстов под председательством епископа Владимира и по вопросу о церковных отступлениях, имевших место в феврале-марте 1917 г., и мерах по их устранению, руководимая епископом Григорием.

Архиерейский Собор РосПЦ лишил сана за уходы "в различные расколы" епископа Парфения (Гринюка); архимандрита Михаила (Лаптева), протоиерея Валерия Леоничева, иеромонаха Герасима (Широносова) и иерея Сергия Кашенцева. Точное количество оставшегося в РосПЦ духовенства неизвестно, но, по мнению экспертов, он не превышает 20 человек.

Скончался духовник Княжевского монастыря Болгарской ИПЦ, известный духовный писатель архимандрит Сергий (Язаджиев)

("Церковные ведомости РИПЦ" — Вертоградъ, София)

В предпоследний день Святой Пасхи, 3 июня, 9.40 по софийскому времени скончался известный болгарский духовный писатель, яркий представитель старостильного (истинно-православного) движения в Болгарии архимандрит Сергий (Язаджиев, род. 1924 г.).

Как сообщают "Церковные ведомости РИПЦ", отпевание и погребение отца Сергия состоялись 5 июня, на праздник Вознесения Христова, в Княжевском женском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, многолетним духовником которого являлся новопреставленный. На этот же день приходится день преставления настоятельницы Княжевского монастыря игумении Серафимы (кн. Ливен, + 5 июня 2004 г.).

Архимандрит Сергий (Язаджиев) последовательно выступал против введения в официальной Болгарской Церкви нового календаря и вступления ее в экуменическое движение, которое он считал несовместимой с православием ересью. В России широкое распространение получила его книга "Почему православному христианину нельзя быть экуменистом". На "Портале-Credo.Ru" публиковалось менее известное произведение о. Сергия - "Христианство и Православие".

До перехода официальной Болгарской Церкви на новый стиль архимандрит Сергий служил настоятелем мужского монастыря св. Александра Невского в г. Ямболь, до 1944 г. принадлежавшего к РПЦЗ. Преподавал в Софийской духовной академии. В 1968 г. вместе с архимандритом Серафимом (Алексиевым, 1912-1993), игуменией Серафимой (кн. Ливен, 1913-2004) и сестрами Княжевского монастыря присоединился к Болгарской Истинно-Православной (старостильной) Церкви.

Единство должно быть основано на истине и исторических событиях. Интервью с епископом РИПЦ в США Стефаном (Сабельником)

Вопрос: Расскажите нам коротко о себе.

Ответ: Я родился в 1947 г. у благочестивых православных родителей в Германии. В 1950 году мои родители привезли семью в Америку и в 1954 г. мы обосновались в Джорданвилле. Я учился в семинарии РПЦЗ с 1967 по 1971 гг. Я закончил ее со степенью бакалавра богословия.

В 1975 г. я был рукоположен во священника епископом РПЦЗ Лавром. В 1975 г. я был назначен архиепископом Никоном (Рклицким) настоятелем церкви Вознесения в Трентоне (Нью-Йорк), которая в настоящий момент является моим кафедральным собором.

Когда уния между РПЦ МП и РПЦЗ(Л) стала очевидна, когда в декабре 2006 г. Синод РПЦЗ издал резолюцию об объединении с РПЦ МП, я отделился от Синода Лавра. Затем мы вместе с приходом пришли к решению о присоединении к РИПЦ под омофором Архиепископа Омского и Сибирского Тихона (Пасечника).

18 декабря 2007 г. я был рукоположен в епископа Северной Америки РПЦЗ [во временной юрисдикции РИПЦ]. Мое рукоположение состоялось в соборе св. Иоанна Кронштадского в Одессе.

- Почему Вы считаете, что РИПЦ является канонической юрисдикцией?

- Прежде всего, название "Русская Истинно-Православная Церковь" исторически принадлежит Русской Катакомбной Церкви. В 1981 году катакомбный священник о. Лазарь (Журбенко) был тайно принят в Западно-Европейскую епархию РПЦЗ архиепископом Антонием Женевским. Вскоре после этого он был рукоположен во епископа. В начале 90-х епископство Лазаря было признано публично и полностью урегулировано Синодом РПЦЗ во главе с Митрополитом Виталием.

Вскоре вокруг архиепископа Лазаря образовался полный русский Синод сегодняшней РИПЦ, под управлением, в настоящий момент, Архиепископа Тихона, который состоит из 7 епархий и 7 епископов, включая меня. Хотя мы в Америке находимся под омофором Архиепископа Тихона, мы называем себя РПЦЗ, потому что является наследниками исторической РПЦЗ, от которой отказался схизматик Лавр.

- Сколько у вас приходов в Америке?

- Вместе с собором Вознесения здесь, в Трентоне, у нас 6 приходов в Северной Америке.

- Расскажите нам о Вашей недавней встрече с епископом Андроником из ВВЦУ РПЦЗ?

- Епископ Андроник позвонил мне в ноябре 2007 г., перед тем, как он отправился в Одессу, чтобы быть рукоположенным во епископа. Я тоже был как раз перед рукоположением, которое совершил Архиепископ Тихон, в Одессе в декабре 2007 г. У нас был короткий, но сердечный разговор, во время которого ни один из нас не коснулся наших будущих рукоположений.

Но каким-то образом в Интернете появился слух, что я обещал о. Андронику (когда он еще не был епископом), что я не буду рукополагаться. Но почему я мог дать такое обещание о. Андронику, когда я уже согласился быть рукоположенным в Одессе в 18 декабря? Этоложнаяинформация. О. Андроник никогда о таком не просил, а я не давал таких обещаний.

С о. Андроником вместе мы учились в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле в 1968-71 гг. и не были чужими друг другу. О. Андроник позвонил, чтобы пригласить меня посетить его в Нью-Йорке, чтобы обсудить наше обоюдное беспокойство относительно лавровского раскола.

Я принял его предложение и на первой неделе Великого поста этой весной (2008 г.) приехал в Ричмонд Хилл в Нью-Йорке, который находится недалеко от аэропорта Кеннеди, и мы проговорили несколько часов.

- О чем Вы говорили?

- Мы заранее решили, что будем обсуждать только те вещи, которые нас объединяют, и не будем касаться того, что нас разъединяет. У нас был хороший разговор. Затем епископ Андроник пригласил меня и мой приход присоединиться к ВВЦУ РПЦЗ без какого бы то ни было "урегулирования". Другими словами, было ясно, что епископ Андроник признает РИПЦ канонической юрисдикцией.

- Однако официальная позиция ВВЦУ РПЦЗ состоит в том, что РИПЦ неканонична...

- Я сказал епископу Андронику, что нам нужно услышать, какова официальная позиция епископа Агафангела относительно РИПЦ. Я был обеспокоен, когда выяснил, что епископ Агафангел в своей резолюции от 15 мая 2008 г. заявил, что РИПЦ неканонична, как и мое рукоположение!

Но если дело обстоит так, как пишет епископ Агафангел, которого рукоположила Катакомбная Церковь, из которой затем произошел наш теперешний Синод РИПЦ, то как он может подтвердить собственное епископство? Епископ Агафангел использовал запрещение РПЦЗ(Л) катакомбных епископов 16 мая 2003 г. как основание для того, чтобы нас не признавать.

- Это запрещение имеет силу?

- Нет. Запрещение недействительно на том основании, что катакомбные епископы уже не были в общении с Синодом РПЦЗ(Л) во время запрещения Лавром епископов РИПЦ в 2003 г. РИПЦ поддерживала отстраненного Митрополита Виталия с 2001 г., поминала его и никогда не признавала Лавра законным Митрополитом и первоиерархом РПЦЗ. Это все документировано и общеизвестно!

- Но разве епископ Агафангел сам не был запрещен Лавром незадолго до унии РПЦ МП и РПЦЗ(Л)?

- Епископ Агафангел действительно был запрещен! И как такое может быть, что епископ Агафангел, который считает действительным запрещение епископов РИПЦ, над которыми у Синода РПЦЗ(Л) не было административной власти в 2003 г., однако отрицает собственное запрещение за неподчинение в апреле 2007 г., сделанное тем же самым Синодом, членом которого он был?!

Если я не ошибаюсь, то епископ Агафангел выпустил заявление, что признает все решения Синода РПЦЗ(Л) до 17 мая 2008 г. Если быть последовательным, он должен признать собственное запрещение!

- Ходят слухи о V Всезарубежном Соборе, который состоится следующей зимой и на котором епископ Агафангел будет председательствовать. Говорят, что епископы РИПЦ будут приглашены. Вы поедете?

- Почему я или кто-то из нас должны ехать? Епископ Агафангел не признает каноничность Синода РИПЦ, однако епископ Андроник здесь, в Америке, признает! Мы не подчиняемся таким смешанным сигналам и нам не нравится, что епископ Агафангел использует двойные стандарты, осуждая нас.

Мы проведем свой собственный Собор следующей осенью в Одессе. И двери для епископов ВВЦУ РПЦЗ, которые будут готовы войти в диалог с нами, - открыты. Действительно, единство – это то, к чему мы стремимся. Но единство должно быть основано на истине и исторических событиях, а не на политических взаимоотношениях.

"CHURCH NEWS", 30 мая 2008 г
(с) Перевод с английского "Портала-Credo.Ru"

ВВЦУ РПЦЗ созывает V Всезарубежный Собор 18 ноября 2008 г. в Нью-Йорке

(Офиц.сайт ВВЦУ РПЦЗ – Вертоградъ, Нью-Йорк)

Решение о созыве 18 ноября текущего года Пятого Всезарубежного Собора РПЦЗ было принято на заседании Временного высшего церковного управления Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ), которое состоялось 13-15 мая в Ричмонд-Хилле (Нью-Йорк, США) под председательством главы ВВЦУ РПЦЗ епископа Таврического и Одесского Агафангела (Пашковского. На заседании также присутствовали епископ Ричмонд-Хиллский и Нью-Йоркский Андроник (Котляров), епископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский Софроний (Мусиенко), иерей Владимир Петренко (по доверенности, вместо протоиерея Георгия Петренко, администратора Южно-Американской епархии) и секретарь ВВЦУ РПЦЗ иеромонах Арсений (Манько).

Председатель ВВЦУ епископ Агафангел представил нормативные документы, которые предложил рассмотреть как проекты для обсуждения V Всезарубежным Собором. Богослужебно-канонической подкомиссии поручено подготовить доклад с оценкой "Акта о каноническом общении" 17 мая 2007 г., подготовить регламент богослужений V Всезарубежного Собора и все необходимое для прославления Митрополита Филарета (Вознесенского), а также разработать предварительные материалы относительно понятия "сергианство".

Епископ Агафангел проинформировал ВВЦУ о положении в епархиях и епархиальных округах, рассказал о развитии контактов со старостильными Церквами разных стран. Иерарх сообщил, что за прошедший период не удалось начать издание официального печатного органа Церкви журнала "Церковная жизнь".

Помимо решении о хиротонии, о котором сообщалось ранее, ВВЦУ наградило ряд клириков своей юрисдикции церковными наградами. Протоиереи Григорий Котляров и Владимир Савицкий награждены правом ношения митры; протоиереи Владимир Фастович, Грегори Вильямс, Сергий Клестов и Всеволод Дутиков - правом ношения креста с украшениями; иереи Андрей Кенсис, Даниил Мештер, Никита Григорьев и Илия Варнке возведены в сан протоиерея; иерей Владимир Петренко удостоился права ношения камилавки.

Следующее заседание ВВЦУ состоится 2-4 сентября в Одессе, Украина.